 |
5.1 Место и цели предприятия в рыночной экономике
Предприятие как субъект рыночной экономики
Рыночная экономика позволяет организовать отношения спроса и предложения – обмен между покупателями и продавцами. В условиях рыночной экономики действуют
три основных хозяйствующих субъекта – домохозяйства, предприятия и государство.
Домохозяйства – потребители, наемные работники и собственники, которые являются
владельцами различных факторов производства (труд, земля или капитал). Основной
целью домохозяйства имеют удовлетворение своих потребностей.
Государство – органы власти и различные правительственные учреждения, целью
которых является ограниченный контроль за экономикой для решения социальнозначимых задач.
Предприятия – коммерческие организации. Основной целью для предприятия, как
правило, является получение прибыли. При этом любое предприятие имеет принадлежащее ему обособленное имущество, которым распоряжается самостоятельно, используя для изготовления и продажи готовых товаров или услуг.
Схему взаимодействия между рыночными субъектами на трех видах рынков – рынке
факторов производства, финансовом рынке и рынке товаров и услуг – иллюстрирует
схема, приведенная на рис.5.1:
Рис.5.1. Модель рыночной экономики и взаимодействия её субъектов
Экономическая свобода и риски предприятия
Экономическая независимость предприятия проявляется в решении таких вопросов:
- определение направлений деятельности, видов выпускаемых товаров и оказываемых услуг,
- выбор поставщиков и других деловых партнеров, с которыми устанавливаются договорные связи,
- свободное установление цен на свою продукцию и услуги (если иное не оговорено
хозяйственным законодательством в некоторых областях деятельности).
Вместе с тем, оборотная сторона экономической свободы предприятия – его собственная ответственность за соблюдение действующих законов и правил в области экологии, охраны труда и его оплаты, авторского и патентного права, уплаты налогов и других норм, установленных государством.
Другим жестким признаком рынка является наличие хозяйственного риска, в условиях
которого любой предприниматель должен самостоятельно отслеживать рыночную
конъюнктуру, цены, действия конкурентов, принимать с учетом этой и другой информации своевременные действия в сфере реализации своей продукции, а также добиваться, как минимум, окупаемости собственных затрат.
Неслучайно наиболее справедливым и полным определением предпринимательской
деятельности считается следующее определение:
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным
в этом качестве в установленном порядке.
Три принципа ведения бизнеса в условиях рынка
Для обеспечения выживаемости в условиях рынка любому коммерческому предприятию необходимо придерживаться, как минимум, трех принципов:
- Финансовой устойчивости, означающей способность в любой момент времени
производить необходимые платежи;
- Прибыльности, то есть получения положительной разности между доходами и
расходами;
- Экономичности – достижения целей бизнеса при оптимальном уровне затрат.
Без соблюдения этих трёх условий предприятие не может успешно конкурировать и
поставит под сомнение своё уже ближайшее будущее. Вот почему без знания экономических основ ведения бизнеса шансы начинающего предпринимателя состояться в
роли самостоятельной фирмы весьма невысоки.
Модели рынка
На поведение каждого предприятия на рынке, безусловно, накладывает свой отпечаток
модель рынка, на котором оно функционирует. В таблице 5.1 приведена сравнительная характеристика различных моделей рыночных структур, из которой ясно, что предприятия малого бизнеса, как правило, имеют отношение к одной из двух моделей рынка (или их комбинации) – рынку чистой (или совершенной) конкуренции или рынку монополистической конкуренции.
Таблица 5.1. Сравнительная характеристика основных моделей рынка
|
МОДЕЛИ РЫНКА
|
ПАРАМЕТР
|
ЧИСТАЯ
КОНКУРЕНЦИЯ
|
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ
КОНКУРЕНЦИЯ
|
ОЛИГОПОЛИЯ
|
ЧИСТАЯ
МОНОПОЛИЯ
|
ЧИСЛО ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
|
ОЧЕНЬ МНОГО
|
МНОГО
|
НЕСКОЛЬКО
|
ОДНА
|
БАРЬЕРЫ ДЛЯ
ВХОДА
|
НЕТ
|
НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ
|
ВЕСЬМА
ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ
|
ПРАКТИЧЕСКИ
НЕПРЕОДОЛИМЫЕ
|
ПРИМЕРЫ
|
МЕЛКОРОЗНИЧНАЯ
ТОРГОВЛЯ
|
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ,
УСЛУГИ
|
МАШИНОСТРОЕНИЕ, МЕТАЛЛУРГИЯ
|
ЭНЕРГЕТИКА,
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
|
КОНТРОЛЬ СО
СТОРОНЫ
ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
|
НЕТ
|
ЕСТЬ, НО В УЗКИХ РАМКАХ
|
ВЫСОКИЙ, СВЯЗАН С ВЗАИМНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
|
САМЫЙ
ВЫСОКИЙ
|
ОСОБЕННОСТИ
ЦЕНОВОЙ
ПОЛИТИКИ
|
ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ ТОЛЬКО
НА РЫНОЧНЫЕ
ЦЕНЫ
|
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТОВАРОВ И
ЦЕН
|
АКТИВНАЯ РЕАКЦИЯ НА ЦЕНЫ
КОНКУРЕНТОВ
|
РАСЧЕТ ЦЕНЫ С
УЧЕТОМ НОРМАТИВНЫХ ИЗДЕРЖЕК МОНОПОЛИСТА
|
Чистая конкуренция возникает при следующих условиях:
- На рынке одновременно действуют множество мелких фирм, которые предлагают
примерно однородную продукцию. При этом для потребителя часто безразлично, у
какой конкретной фирмы он эту продукцию приобретает;
- Барьеры для входа на такой рынок невысоки. Многие фирмы без серьезных финансовых затрат и всевозможных ограничений и препятствий могут как входить в
такую отрасль, так и выходить из неё;
- Нет проблем с получением необходимой информации – о ценах на товары и требующиеся ресурсы для их производства, об уровне затрат, требованиях к качеству,
технологии и т.д.;
- Фирм на рынке много, доля каждой незначительна, поэтому существенно влиять на
цену продукции ни одна из них не в состоянии, что делает работу по ценообразованию предельно простой, сводя её к ориентации на цены конкурентов.
Характерным примером рынка чистой конкуренции является мелкорозничная торговля.
Монополистическая конкуренция возникает там, где:
- В отрасли действуют десятки, а иногда и сотни предприятий, производящих разнообразную дифференцированную продукцию. Упаковка товара, дополнительный
сервис, более удачное время работы магазина, преимущества в месторасположении – эти и другие «неценовые» факторы играют повышенную роль. Потребитель
более разборчив и имеет ярко выраженные индивидуальные предпочтения и вкусы;
- Барьеры для входа на рынок выше, но не настолько, чтобы многие предприниматели не могли их преодолеть. В то же время в роли барьеров могут выступать патенты, торговые марки, знание тонкостей технологии и профессиональных секретов;
- Предприятия не похожи друг на друга и могут сильно отличаться как по своим доходам и затратам, так и по маркетинговым действиям. Монополизм и его экономические преимущества проявляются для тех, кто в условиях конкуренции оказывается расторопней и инициативней, благодаря чему чуть раньше своих конкурентов
способен «снимать сливки» в своих целевых сегментах;
- В то же время благодаря тому, что фирм на рынке монополистической конкуренции
по-прежнему много, тайный ценовой сговор между ними затруднен. Однако ценовая политика отдельных предприятий становится более изобретательной и гибкой,
поскольку значение цен как инструмента маркетинга в таких условиях резко возрастает.
Монополистическая конкуренция, как правило, широко представлена там, где производятся и реализуются предметы потребления и услуги для населения.
Другими типами рынка являются чистая монополия и олигополия, где основную
часть рынка контролируют соответственно одно или несколько предприятий. Однако,
по понятным причинам (весьма высокие барьеры для входа и исторически сложившаяся «поделённость» рынка) эти модели рынка для начинающих предпринимателей в качестве поля деятельности выступать не могут.
Роль малого бизнеса в рыночной экономике
Особую роль в рыночной экономике играют предприятия малого бизнеса. Не требуя
большого стартового капитала, они способствуют развитию конкуренции на рынке товаров и услуг, а также создают новые рабочие места для незанятого населения. Соединение в одном лице собственника и руководителя позволяет на этих предприятиях
сократить затраты и проявлять большую гибкость.
Другие экономические преимущества малых предприятий по сравнению с крупными компаниями сводятся к такому перечню:
- Близость к местным рынкам сбыта и необходимых ресурсов, в частности, лучшее использование местного сырья;
- Лучшая реакция на запросы потребителей;
- Способность производить продукцию не только крупными, но и малыми партиями, что экономически невыгодно крупным фирмам;
- Минимальный штат управления, благодаря чему относительно быстрая процедура принятия управленческих решений;
- Содействие оздоровлению национальной и региональной экономики в целом
благодаря развитию конкуренции, созданию дополнительных рабочих мест, сокращению безработицы, росту доходов населения и расширению потребительского сектора.
В последние годы постоянно отмечается, что развитие малого предпринимательства
как в России, так и в Санкт-Петербурге заметно отстает от многих развитых стран. Это
свидетельствует, с одной стороны, о наличии больших резервов в росте малого бизнеса, а с другой стороны, говорит о недостаточной готовности населения решаться на
открытие собственного дела, что весьма рискованно без знаний основ экономики.
5.2 Капитал предприятия и его основные составляющие
Капиталом предприятия, то есть теми активами, которые оно имеет и использует в
своей хозяйственной деятельности, является имеющееся в его распоряжении имущество.
Виды активов предприятия
В составе имущества предприятия обычно выделяют такие виды активов:
- Материальные активы – основные активы (земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование) и оборотные активы (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, денежные средства);
- Нематериальные активы (деловая репутация, клиентская база, фирменное наименование, навыки руководства, квалификация персонала, запатентованные способы
производства, ноу-хау, авторские права, контракты, лицензии).
С точки зрения экономики предприятия его имущество – это различные виды ресурсов,
использование которых должно обеспечить успешную хозяйственную деятельность.
Отмеченное обстоятельство отражено на схеме, приведенной на рис.5.2.
Рис.5.2. Предприятие как система открытого типа
Собственный и заемный капитал
По источникам формирования капитал предприятия разделяется на собственный и заемный.
Собственный капитал – имущество, полностью находящееся в собственности предприятия. В него входят уставный капитал (вклады учредителей предприятия в момент
его создания), добавочный капитал, средства резервных фондов и накопленный остаток прибыли, не распределенной на потребление (поэтому такую прибыль и называют
нераспределенная прибыль).
Заемный капитал – средства, привлекаемые со стороны. Такими средствами могут
быть банковские кредиты, финансовая помощь, коммерческие кредиты со стороны потребителей (предоплаты и авансовые платежи) и поставщиков (кредиторская задолженность).
Понятие основных производственных фондов
Средства как собственного, так и заемного капитала используются предприятием в
момент его создания, прежде всего, на создание основных производственных фондов.
Основные производственные фонды (ОПФ) – это средства труда, которые многократно используются в процессе производства, при этом не меняя свою натуральную
форму. ОПФ переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции через амортизацию, то есть не сразу, а частями, по мере своего износа.
Износ основных производственных фондов может быть как физическим, так и моральным. Физический износ связан с потерей ОПФ своих технических свойств и характеристик в результате эксплуатации, воздействия окружающей среды и условий хранения.
Моральный же износ происходит из-за появления новых видов ОПФ, более дешевых и
более производительных.
Износ основных производственных фондов рассчитывается по нормам амортизации,
которые установлены нормативными документами и собраны в специальных справочниках. После реализации готовой продукции начисленный износ ОПФ накапливается в
специальном амортизационном фонде, который предназначен для новых капитальных
вложений в покупку новых и модернизацию старых ОПФ. Таким образом, экономическая сущность основных производственных фондов состоит в том, что они совершают
постоянный кругооборот, переходя из денежной формы в натуральную, в товарную, а
затем снова в денежную. Отмеченное обстоятельство иллюстрирует рис.5.3:
Рис.5.3. Кругооборот основных производственных фондов
Активы предприятия считают основными фондами при выполнении таких условий:
- используются в производстве или для управленческих нужд;
- используются предприятием дольше 1 года;
- в дальнейшем будут приносить предприятию доход;
- не будут проданы в обозримом будущем;
- по своей стоимости превышают установленную сумму.
Классификация основных производственных фондов
Для удобства планирования, учета и управления основные производственные фонды
классифицируются по видам, группам и подгруппам, для чего используются различные
классификаторы. Так, например, в соответствии с Общероссийским классификатором,
который был введен с 1996 года 3, основные фонды разделены на 10 групп:
- Здания;
- Сооружения;
- Передаточные устройства;
- Машины и оборудование;
- Транспортные средства;
- Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь;
- Рабочий скот;
- Продуктивный скот;
- Многолетние насаждения;
- Другие, не перечисленные выше виды основных фондов.
Важное значение имеет также правильное определение стоимости основных производственных фондов. Различают несколько видов стоимости ОПФ – первоначальную,
балансовую и ликвидационную:
Виды стоимости основных производственных фондов
Первоначальная стоимость ОПФ: включает в себя стоимость покупки, доставки и
монтажа, а также иные затраты, сопровождающие ввод ОПФ в эксплуатацию.
Балансовая (остаточная) стоимость ОПФ: рассчитывается как первоначальная стоимость ОПФ за вычетом износа, начисленного к рассматриваемому моменту времени.
Ликвидационная стоимость ОПФ: соответствует стоимости их реализации при ликвидации, то есть выбытия из состава имущества предприятия.
Расчет амортизации основных производственных фондов
Амортизация основных производственных фондов – это процесс постепенного перенесения их стоимости по мере износа на производимую продукцию. Наиболее распространенным методом начисления износа ОПФ как у нас в стране, так и за рубежом, остается равномерно–линейный метод. Для того, чтобы правильно рассчитать амортизацию ОПФ по равномерно-линейному методу, следует воспользоваться следующей
формулой:
Амортизация = Сперв * Наморт / 100
где Сперв - первоначальная стоимость ОПФ,
Наморт - норма амортизации, %
Саму норму амортизации следует брать из справочника для соответствующей группы
ОПФ. Для предварительной оценки, которая обычно выполняется при составлении
бизнес-плана, норма амортизации легко рассчитывается, когда известен нормативный
3 - Общероссийский классификатор основных фондов. Утвержден постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994г. № 359.
срок службы какого-либо вида ОПФ. Например, если известно, что нормативный срок
службы оборудования составляет 5 лет, то его годовая норма амортизации будет определена как 100% : 5 = 20%.
Показатели использования основных производственных фондов
Для того, чтобы предприятие могло контролировать, насколько успешно оно использует имеющиеся у него основные производственные фонды, полезно периодически рассчитывать и отлеживать в динамике показатели, приведенные в таблице 5.2.
Таблица 5.2. Показатели эффективности использования основных производственных фондов
Показатель
|
Расчетная формула
|
Фондоотдача
|
продажи
______________________________
среднегодовая стоимость ОПФ
|
Фондоемкость
|
среднегодовая стоимость ОПФ
______________________________
продажи
|
Коэффициент износа
ОПФ
|
сумма износа ОПФ
________________________________________
полная восстановительная стоимость ОПФ
|
Коэффициент обновления ОПФ
|
стоимость введенных ОПФ
______________________________________
общая стоимость ОПФ на конец периода
|
Наиболее часто при анализе уровня использования действующих ОПФ на практике
применяют показатель фондоотдачи, который отражает, сколько продукции (в рублях)
получено с каждого рубля действующих основных фондов.
Например, если среднегодовая стоимость ОПФ (рассчитывается с учетом ввода и выбытия ОПФ в течение года с поправкой на период ввода или выбытия) составила 1 200
тыс.руб, а продукции реализовано на 2 400 тыс.руб, то фондоотдача составит 2 400 :
1 200 = 2 рубля на рубль. Фондоёмкость продукции при этом составит 1 200 : 2 400 =
0,50 рублей или 50 копеек.
Понятие оборотных средств предприятия
Для экономики предприятия, особенно для малого бизнеса, повышенную роль в более
эффективном управлении играет использование другой части материальных активов
предприятия – оборотных средств.
Оборотные средства предприятия используются в процессе производства (эту часть
оборотных средств называют оборотными фондами) и реализации продукции (фонды
обращения). Сущность кругооборота оборотных средств на примере сырья, в ходе обработке превращаемого в готовую продукцию, иллюстрирует рис.5.4.
Из приведенного рисунка видно, что в отличие от основных фондов, неоднократно участвующих в производственном процессе, оборотные средства полностью используются только в одном производственном цикле, то есть расходуются однократно, полностью изменяя свою натуральную форму. В результате их стоимость переносится на
стоимость готовой продукции не частями, а сразу, за один цикл оборота изображенного
на рис.5.4 «колеса». Увеличение скорости оборота этого «колеса» позволяет предприятию при тех же основных фондах и том же персонале пропорционально увеличивать
выручку и прибыль за один и тот же период времени. В этом состоит еще одно преимущество малых предприятий перед средними и крупными. Обладая большей поворотливостью и гибкостью, фирмы малого бизнеса способны обеспечивать более высокую скорость вращения своих «колес».
Рис.5.4. Кругооборот оборотных средств предприятия
Структура оборотных средств
Оборотные средства принято разделять на оборотные фонды и фонды обращения,
которые, в свою очередь, подразделяются на такие группы:
ОБОРОТНЫЕ ФОНДЫ:
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ:
- сырье, основные материалы, полуфабрикаты;
- вспомогательные материалы;
- топливо, горючее;
- тара;
- запчасти для ремонта оборудования;
- инструменты и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы
НЕЗАКОНЧЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ:
- незавершенное производство;
- полуфабрикаты собственного изготовления;
- расходы будущих периодов.
ФОНДЫ ОБРАЩЕНИЯ:
- готовая продукция;
- отгруженная и неоплаченная продукция;
- средства в расчетах с потребителями (дебиторская задолженность);
- денежные средства в банке и кассе.
Конкретная структура оборотных средств предприятия во многом зависит от вида деятельности, характера и особенностей организации его бизнес-процессов, включая систему отношений с потребителями и поставщиками. В любом случае необходимо стремиться к установлению оптимального уровня оборотных средств путем их нормирования и анализа эффективности использования, ибо так называемое «омертвление»
оборотных средств, означающее их отвлечение на определенный срок в «неденежную
форму» способно серьезно увеличить затраты предприятия и тем самым снизить его
конкурентоспособность.
Показатели использования оборотных средств
Для того, чтобы понять, насколько успешно использует предприятие свои оборотные
средства и удается ли ему добиться прогресса в этом вопросе, существуют свои показатели и для расчета эффективности использования оборотных средств. В таблице
5.3. приведены важнейшие из них.
Таблица 5.3. Показатели эффективности использования оборотных средств
Показатель
|
Расчетная формула
|
Период оборота оборотных средств
(оборачиваемость ОбС)
|
Средний остаток ОбС за период
x
число календарных дней в периоде
______________________________
продажи
|
Коэффициент оборачиваемости
(скорость оборота)
|
продажи
______________________________
средний остаток ОбС за период
|
Коэффициент закрепления
оборотных средств в обороте (обратный коэффициент
оборачиваемости)
|
средний остаток ОбС за период
________________________________________
продажи
|
Бесспорным лидером среди перечисленных показателей является показатель оборачиваемости оборотных средств, который отражает за какое число календарных дней
совершается полный оборот «колеса», показанного на рис.5.4.
Например, если среднегодовая стоимость оборотных средств (обычно рассчитывается
как среднеарифметическое их стоимости на начало и на конец года) составила 600
тыс. руб, а продукции реализовано на 2 400 тыс. руб, то оборачиваемость оборотных
средств составит 600 х 365 : 2 400 = 91 день. Скорость оборота при этом будет определена как 2 400 : 600 = 4 оборота за год.
5.3 Себестоимость продукции. Методы управления затратами
Для трех важнейших принципов своей деятельности – финансовой устойчивости, прибыльности и экономичности – предприятию, прежде всего, необходимо умело управлять своими затратами и издержками, которые принято называть себестоимостью.
Понятие себестоимости
Себестоимость – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия
на всех стадиях производства и реализации продукции.
Уровень себестоимости во многом определяет прибыльность (рентабельность) предприятия, эффективность его работы, поскольку в отличие от внешних обстоятельств
(конъюнктура спроса на продукцию, наличие конкурентов, их цены) снижение и оптимизация себестоимости, во многом, зависит от самой фирмы.
Себестоимость как текущие затраты конкретного предприятия не следует путать с
капитальными вложениями в расширение и обновление производства, расходами на
обслуживание внешних долговых обязательств, а также с затратами на непроизводственные нужды (социальные программы и т.п.). Данные статьи затрат имеют для предприятия особые источники финансирования – амортизационный фонд, заработанная
прибыль, кредиты, а для социальных целей покрываются из специальных фондов,
формируемых, в основном, из прибыли, распределяемой на цели потребления (в противовес ранее упомянутой нераспределенной прибыли). Например, вся сумма затрат
на приобретение оборудования не может включаться в себестоимость продукции
предприятия за очередной месяц, но зато будет присутствовать в расчете себестоимости через специальную статью – амортизацию. То же можно сказать о сумме погашения кредита, которая идет из чистой прибыли, а не из себестоимости. Зато проценты,
которые фирма выплачивает банку за пользование кредитом, в пределах установленного норматива (ставка рефинансирования Центрального Банка + 3%) в себестоимость
включаются.
Структура затрат
Исключительно важным с точки зрения грамотного учета и планирования себестоимости для предпринимателя является знание типовой структуры затрат, включаемых в
себестоимость. Наиболее распространенной типовой структурой являются так называемые экономические элементы затрат. Таких элементов пять:
- Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных материалов);
- Затраты на оплату труда;
- Отчисления на социальные нужды (единый социальный налог);
- Амортизация основных фондов;
- Прочие расходы.
Материальные затраты
Основную долю в себестоимости чаще всего занимают материальные затраты, стоимость которых включает не только цену приобретения материальных ресурсов, но и
комиссионные вознаграждения снабженческим и внешнеэкономическим организациям,
наценки (надбавки), стоимость услуг товарных бирж (в том числе брокеров), таможенные пошлины, а также плату за транспортировку, хранение и доставку сторонними организациями. Стоимость возвратных материалов (например, остатков сырья, теплоносителей, оборотной тары) из итоговой величины стоимости вычитается. Обычно возвратные отходы оцениваются по цене их возможного дальнейшего использования.
В составе материальных затрат принято выделять сырье и основные материалы, покупные фабрикаты и комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо и
энергию, а также некоторые иные статьи затрат. По поводу точного разделения перечисленных категорий материальных затрат следует заметить следующее:
- Сырье и основные материалы составляют основу будущей готовой продукции,
«тело продукта» или являются его необходимым компонентом (для изделий из
дерева это древесина, для одежды – ткани и т.д.).
- Покупные фабрикаты и комплектующие изделия подвергаются дополнительной
обработке или сборке-монтажу (например, при сборке компьютеров это его отдельные компоненты – системный блок, материнская плата, процессор и т.д.) .
- Вспомогательные материалы добавляются к основным с целью изменения их
внешнего вида или иных характеристик, а также используются для обслуживания производственного процесса (красители, смазки, обтирочные материалы)
- Топливо (твердое, жидкое, газообразное) и энергия (электрическая, тепловая,
сжатый воздух, холод) приобретаются на стороне и для некоторых видов бизнеса имеют повышенное значение и значительный удельный вес в общей сумме
затрат.
Кроме того, в состав материальных затрат принято включать покупной инструмент, тару и запасные части для ремонта.
Затраты на оплату труда
Затраты на оплату труда отражают участие в себестоимости продукции (услуг) затрат
живого труда, то есть персонала предприятия. Следует заметить, что в состав затрат
на оплату труда входят все выплаты работникам персонала фирмы (не только из постоянного штата предприятия, но и его временных работников) независимо от формы
этих выплат (денежной или натуральной), все премии по действующим системным положениям, вознаграждения по итогам года, а также оплата отпусков.
Особенности и нормативы начисления на оплату труда единого социального налога, с 2000 года объединившего в себе все виды отчислений на социальные нужды,
представлены в Главе 6 нашего Справочника.
Прочие расходы
Амортизация и порядок её расчета уже рассмотрена выше в разделе 5.2, посвященном основным производственным фондам.
Что же касается прочих расходов, включаемым в состав себестоимости, то к ним
обычно относят следующие статьи затрат:
- Арендная плата;
- Расходы на рекламу;
- Коммунальные услуги;
- Транспортные расходы;
- Ремонт;
- Организационные расходы;
- Проценты за кредит (в пределах ставки Центрального Банка + 3%);
- Иные расходы, включая оплату сторонним организациям (пожарная и сторожевая охрана, гарантийный ремонт и обслуживание, подготовка и переподготовка
кадров, сертификация продукции, страхование имущества и т.д.).
Следует заметить, что выделение тех или иных статей в составе себестоимости с учетом их весомости в общей величине затрат и целей управления находится в компетенции самого предприятия. Поэтому каждый предприниматель вправе использовать ту
постатейную разбивку себестоимости, которая ему представляется наиболее разумной
и удобной. Важно только, чтобы в состав этих затрат не включались те, которые финансируются из прибыли или внешних источников – см. приведенные в начале раздела
5.3 пояснения по определению понятия себестоимости.
Классификация затрат
Существует достаточно много способов классификации затрат. Наиболее важными с
точки зрения управления экономикой предприятия является разделение затрат на постоянные и переменные, а также на прямые и косвенные. Принцип разделения затрат
по указанным категориям приведен на рис. 5.5:
Рис.5.5. Разделение затрат на постоянные и переменные, прямые и косвенные
Постоянные и переменные затраты
Величина постоянных затрат (иногда их называют условно-постоянными) остается
примерно одинаковой при изменениях объема производства (арендная плата, амортизация, содержание основных фондов, заработная плата управленческого персонала).
То есть при колебаниях объемов выпуска эти затраты не меняются или меняются незначительно и, во всяком случае, непропорционально изменению объема выпуска. В
противоположность этому, переменные затраты под влиянием изменений объема
выпуска увеличиваются или уменьшаются пропорционально таким изменениям.
Маржинальная прибыль
Указанная группировка затрат широко используется при принятии решений об изменении в ассортименте выпускаемой продукции, снятии отдельных видов продукции или,
напротив, принятии заказов на новые изделия или виды услуг. В таких случаях обычно
применяется производный показатель маржинальной прибыли (другое его название
– сумма покрытия), который рассчитывается следующим образом:
Маржинальная прибыль = Выручка – Переменные затраты
Маржинальная прибыль на единицу продукции = Цена единицы –
– Переменные затраты на единицу
Главным преимуществом показателя маржинальной прибыли является то, что на него
не влияют изменения объема выпуска. Это превращает его в незаменимый критерий
при анализе разных вариантов загрузки мощностей. Так, например, раздел экономики,
называемый контроллингом, доказывает, что при многоассортиментной номенклатуре
любой вид продукции не стоит изымать из Вашего ассортимента до тех пор, пока его
маржинальная прибыль не меньше нуля.
Если предприятие выпускает сразу несколько видов продукции, то показатель маржинальной прибыли не только применим, но и помогает найти ответы на следующие вопросы:
- Какие виды продукции рентабельны, а какие нет?
- Как наилучшим образом использовать ограниченные ресурсы предприятия?
- В расширение производства какой продукции лучше вкладывать инвестиции?
- Каков оптимальный ассортимент продукции?
- Что будет при снятии с производства каких-либо видов продукции?
Точка безубыточности
Благодаря разделению затрат на переменные и постоянные, кроме того, можно определять так называемую точку безубыточности. Точка безубыточности – это то количество товара или тот минимальный объем продаж в год, который необходимо достичь
для того, чтобы предприятие покрыло все свои затраты, но еще не получило бы прибыли. Обычно точка безубыточности определяется графическим способом или по
формуле:
Количество товара в точке безубыточности (в штуках) =
= Постоянные затраты : (Цена 1 изделия – Переменные затраты на 1 изделие)
На рис. 5.6. приведена графическая интерпретация определения точки безубыточности:
Рис.5.6. Определение точки безубыточности графическим способом
Прямые и косвенные затраты
Еще один признак классификации затрат состоит в том, что по способу отнесения на
себестоимость отдельных видов продукции их принято делить на прямые и косвенные.
Такое деление затрат имеет смысл только на предприятиях, выпускающих более двух
видов продукции, поскольку при производстве одного вида продукции все затраты будут прямыми, так как они будут связаны сразу со всей продукцией.
Прямые затраты обычно образуются в процессе производства или сбыта продукции и
исчезают при отказе от её выпуска.
К прямым затратам чаще всего относят: сырье и основные материалы; полуфабрикаты; транспортно-заготовительные расходы; энергия на технологические цели; заработная плата основных производственных рабочих и начисления на эту заработную плату
(единый социальный налог, отчисления на социальное страхование от несчастных
случаев).
Косвенные затраты (иногда не совсем правильно их называют накладными расходами) нельзя рассчитать по отдельным изделиям, поскольку они связаны с выпуском нескольких (а нередко и сразу всех) видов продукции или с различными стадиями её обработки. Косвенные затраты обычно образуются вне процесса основного производства
или сбыта. Их неприятная особенность состоит в том, что они не исчезают при отказе
от выпуска какой-либо продукции, а при расчете себестоимости отдельных товаров
(услуг) мы вынуждены их «размазывать» между всеми продуктами.
К косвенным затратам обычно относятся: заработная плата и начисления на неё административного персонала и вспомогательных рабочих; арендная плата; затраты на
подготовку и освоение производства; расходы на содержание основных фондов; все
виды общехозяйственных расходов, которые не имеют прямого отношения к производству и реализации конкретного вида продукции или услуг
Распределение затрат между видами продукции
Что обычно берут за базу распределения косвенных расходов при их распределении
по продуктам? – ключевой вопрос корректного определения точной себестоимости
единицы продукции. Наиболее часто (это является наследием той системы, которая
действовала во времена плановой экономики) за базу распределения берут величину
заработной платы основных производственных рабочих. Многократно доказано, что
такой подход на практике очень часто приводит к серьезным ошибкам и искажениям в
расчетах объективной величины затрат, связанных с конкретным видом продукции.
Поэтому более правильным и современным является использование в качестве базы
для распределения косвенных расходов между отдельными видами продукции такие
показатели как:
- Общая сумма или какая-то выделенная часть прямых затрат;
- Технологическая себестоимость (та часть текущих затрат, которая непосредственно связана с той «технологической линией», где производится данная продукция);
- Затраты на сырье и материалы;
- Нормативная маржинальная прибыль;
- Трудоемкость изделия;
- Переменные затраты;
- Дифференцированные нормативы распределения отдельных видов косвенных затрат по группам ассортимента выпускаемой продукции.
Однако, наиболее взвешенным, хотя и более трудоёмким, решением является выбор
не одной, а нескольких баз распределения косвенных затрат. Например, расходы на
содержание и эксплуатацию основных фондов разумно делить не по заработной плате
основных рабочих (это было бы абсурдно, ибо приводило бы к отнесению этих затрат
на те изделия, где выше доля ручного труда, а следовательно, оборудование применяется в меньшей степени), а по сложившейся пропорции распределения данных расходов между различными ассортиментными группами. В то же время расходы на подготовку кадров разумно распределять по численности обученного персонала.
В любом случае поиск правильного ответа на вопрос «во что нам обходится производство и реализация данного вида продукции» был и остается одной из наиболее
сложных и ключевых проблем экономики предприятия. Небрежность в ответе на этот
вопрос очень часто является причиной серьезных ошибок предпринимателей в ценообразовании, при ассортиментных сдвигах и даже в стратегии развития бизнеса, когда
фактически убыточная продукция продолжает считаться прибыльной и её выпуск продолжают наращивать. И, наоборот, виды продукции и услуг, несправедливо признаваемые убыточными, при более корректных способах расчета их себестоимости оказались бы прибыльными, а это не повлекло бы за собой поспешных решений о полном
или частичном отказе от их выпуска.
Поэтому начинающему предпринимателю полезно задуматься над вопросом о группировке затрат, по крайней мере, по двум признакам – на переменные и постоянные, а
также на прямые и косвенные. В результате такого разделения может быть составлена
таблица распределения затрат по группам, подобной той, что приведена на рис.5.7:
Рис.5.7. Пример классификации затрат по двум признакам (фрагмент)
Благодаря такой классификации в дальнейшем становится возможным для обоснования цен и рентабельности отдельных видов продукции получать более верные исходные данные для калькуляции себестоимости, которой принято называть расчет себестоимости единицы продукции. Очевидно, что калькуляция себестоимости – информация весьма интересная не только Вам, но и Вашим конкурентам. Неслучайно, эту
информацию принято относить к сведениям, составляющим коммерческую тайну.
5.4 Прибыль предприятия и показатели эффективности его деятельности
Способ расчета прибыли
В условиях рыночной экономики прибыль является непосредственной целью любого
коммерческого предприятия и создает гарантии для существования и развития бизнеса в будущем.
Как финансовый результат прибыль равна выручке от реализации продукции за вычетом её себестоимости. При текущих затратах, превышающих выручку вместо прибыли
предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, который не
только ставит предприятие в сложное финансовое положение, заставляющее искать
дополнительные средства для компенсации убытков, но создает угрозу банкротства.
Предприниматель в своей деятельности всегда ставит своей целью получение прибыли, но не всегда её извлекает. Кроме того, следует иметь в виду, что в начальный этап
деятельности любого предприятия, как правило, сумма затрат превышает сумму доходов от основной деятельности и лишь после достижения намеченных показателей
объема сбыта и освоения производственной мощности удается получить прибыль.
Отмеченное обстоятельство особенно актуально для начинающих предпринимателей,
которым в силу отсутствия необходимого опыта при планировании прибыли и её учете
нужно быть внимательными вдвойне.
Показатели прибыли
В экономике применяют большое количество разновидностей показателя прибыли, отличающихся по своей величине, содержанию и назначению. Так, основным финансовым показателем хозяйственной деятельности предприятия считается балансовая
прибыль, отражаемая в формах бухгалтерской отчетности. В общем случае балансовая прибыль включает в себя три основных элемента:
- Прибыль (убыток) от основной деятельности;
- Прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия;
- Финансовые результаты от внереализационных операций, примерами которых
могут быть доходы от положительной разницы по валютным счетам и операций
с иностранной валютой, проценты по денежным средствам на счетах предприятия, поступления от погашения дебиторской задолженности (долгов потребителей) за прошлые годы, доходы от сдачи имущества предприятия в аренду, а
также штрафы, пени и неустойки.
Для целей налогообложения также рассчитывается показатель, именуемый прибыль,
облагаемая налогом (или налогооблагаемая прибыль). Для различных аналитических
целей и принятия управленческих решений все чаще применяются также показатели
маржинальная прибыль (иногда её еще называют валовой прибылью или суммой
покрытия) и прибыль до выплаты процентов за кредит и налогов.
Остающаяся в распоряжении предприятия после покрытия всех текущих затрат, платежей и налогов часть прибыли называется чистой прибылью. Именно чистая прибыль чаще всего и рассматривается в качестве конечного финансового результата
деятельности предприятия. Следует также упомянуть, что чистая прибыль, в свою
очередь, по решению владельцев предприятия направляется на дивиденды (другими
словами, на потребление) и на развитие бизнеса (эту часть чистой прибыли называют нераспределенной прибылью или прибылью, направленной на капитализацию,
то есть на увеличение собственного капитала предприятия – см. также раздел 5.1).
Схема расчета чистой прибыли
Для устранения путаницы на рис. 5.8. приведена обобщенная схема расчета чистой
прибыли для традиционной системы налогообложения. Заметим, что при упрощенной
системе налогообложения (в просторечии «упрощенки») и применении налога на вмененный доход (в просторечии «вмененки») схема расчета чистой прибыли заметно упрощается, поскольку в этих часто применяемых малым бизнесом налоговых системах
нет налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Подробнее вопросы налогообложения бизнеса изложены в Главе 6 Справочника.
Выручка от реализации (без НДС и акцизов)
-
Переменные затраты (без НДС)
=
Маржинальная прибыль
-
Постоянные затраты (без НДС)
=
Прибыль от основной деятельности
+
Прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества
предприятия ( за вычетом связанных с этим затрат)
+
Прочие внереализационные доходы (за вычетом расходов,
связанных с внереализационной деятельностью))
=
Балансовая прибыль
-
Налоги из прибыли
=
Чистая прибыль
-
Дивиденды
=
Нераспределенная прибыль
Рис.5.8. Алгоритм расчета чистой прибыли при традиционной системе налогообложения (российский подход)
Интересно также отметить, что многие предприятия, сотрудничая с западными партнерами и готовя для них бизнес-планы совместных проектов, часто используют схему
расчета прибыли, ориентированную на западные стандарты. Для сравнения приведем
эту схему на рис.5.9.
Рис.5.9. Алгоритм расчета прибыли (западный подход)
Легко заметить, что российский и западный подходы к определению прибыли принципиально идентичны. Разница заключается в наличии промежуточного аналитического
показателя прибыль до выплаты процентов за кредит и налогов, а также в том, что налоги принято собирать воедино в одном месте расчета, в то время, когда по российским традициям часть налогов (например, единый социальный налог) включаются непосредственно в затраты. В любом случае, что при российском, что при западном подходе, от перемены мест слагаемых итоговая сумма прибыли не меняется,
Факторы увеличения прибыли
Основные факторы (способы) увеличения прибыли хорошо видны из анализа её формулы, представленной не как выручка – затраты, а в более развернутом виде:
Прибыль = Выручка – Общие затраты =
= (Цена х Кол-во) - Переменные затраты на единицу х Кол-во -
- Общие постоянные затраты
Из приведенной формулы хорошо видны все 4 способа увеличения прибыли:
- Увеличить продажную цену единицы продукции;
- Снизить переменные затраты на единицу продукции;
- Снизить общие постоянные затраты;
- Увеличить объём производства и сбыта.
Разумеется, все эти 4 способа находятся в явном конфликте между собой. Например,
нельзя рассчитывать на увеличение продажной цены продукции, не готовясь к снижению объема её сбыта или увеличению затрат, связанных с улучшением её качества,
применением более дорогой упаковки и ростом других статей переменных и постоянных затрат. Или, напротив, трудно рассчитывать снизить переменные затраты на единицу продукции (например, расход сырья и материалов), не вложив дополнительные
деньги в покупку ресурсосберегающего оборудования, амортизация которого отразится
на величине постоянных затрат. И т.д., и т.д., и т.д.
Одним словом, решение экономических проблем, связанных со своим бизнесом должны рано или поздно (чем раньше, тем лучше) привести начинающего предпринимателя
к важнейшему принципу экономического управления, сводящемуся к простой фразе:
«всё надо считать». Данный принцип, равно как старую русскую пословицу «семь раз
отмерь – один раз отрежь», следует взять на вооружение любому владельцу бизнеса
и управленцу при подготовке к принятию любого решения. Сказанное тем более актуально при создании бизнес-плана проекта создания предприятия, методические рекомендации по разработке которого приведены в Главе 7 Справочника.
Показатели экономической эффективности
В Главе 7 нашего Справочника приведены расчетные формулы и пояснения по расчету наиболее простых показателей экономической эффективности, которые нет смысла
дублировать в Главе 5 – общая сумма чистой прибыли за 1 год деятельности предприятия, рентабельность вложений личных средств, а также срок окупаемости вложений
личных средств.
Следует лишь добавить, что в практику анализа и оценки предприятий в условиях рыночной экономики всё шире входят более сложные и разнообразные показатели экономической эффективности и так называемые финансовые коэффициенты. Видов
финансовых коэффициентов очень много, но чаще всего они сводятся к четырем разновидностям:
- Показатели деловой активности, которые характеризуют насколько эффективно
предприятие использует свои средства. Большинство показателей деловой активности рассчитывается как Конечный результат : Вложенные средства;
- Показатели ликвидности, которые отражают способность предприятия быстро
погашать свою задолженность. Формула для расчета коэффициентов ликвидности
обычно выглядит как Сумма активов : Сумма краткосрочных обязательств;
- Показатели финансовой устойчивости, анализирующие состав средств предприятия с точки зрения его защищенности от внешних долгов. Базой для расчета
этих показателей обычно является стоимость имущества предприятия, сопоставляемая с другими показателями;
- Показатели рентабельности, характеризующие прибыльность деятельности предприятия. Обычно рентабельность = Прибыль : Вложенные средства.
В таблице 5.4 приведен перечень наиболее известных и часто применяемых показателей, разбитых на 4 приведенные группы, и их расчетные формулы. Разумеется, далеко
не все показатели из приведенного перечня требуются в ежедневной деятельности начинающего предпринимателя, но знание их позволит ему понимать каков их экономический смысл. Тем более, что именно эти показатели широко применяются кредитными учреждениями и инвестиционными компаниями при оценке состояния претендентов
на получение кредитов и инвестиций.
Таблица 5.4. Важнейшие показатели оценки эффективности деятельности предприятия (финансовые коэффициенты)
Показатели
|
Формула расчета
|
1. Показатели деловой активности
|
Общий коэффициент
оборачиваемости
|
выручка от реализации
/
стоимость имущества
|
Оборачиваемость
запасов
|
себестоимость реализованной продукции
/
стоимость запасов и затрат
|
Оборачиваемость
(или скорость оборота) собственных
средств
|
выручка от реализации
/
собственные средства
|
Коэффициенты производительности
|
1. Объем реализации на 1 занятого
=
выручка от реализации
/
среднегодовая численность работников
|
2. Прибыль на 1 занятого
=
балансовая прибыль
/
среднегодовая численность работников
|
3. Сумма активов на 1 занятого
=
среднегодовая стоимость активов
/
среднегодовая численность работников
|
4. Фондовооруженность труда
=
среднегодовая стоимость ОПФ
/
среднегодовая численность работников
|
2. Показатели ликвидности
|
Коэффициент абсолютной ликвидности
|
( денежные средства+ краткосроч. фин. вложения)
/
Краткосрочные обязательства
|
Промежуточный коэффициент покрытия
|
( денежные средства+
+ краткосроч. фин. вложения + дебиторская задолж-сть)
/
краткосроч.обязат-ва
|
Общий коэффициент
покрытия
|
( денежные средства+
+ краткосроч. фин. вложения + дебиторская задолж-сть +
+ запасы и затраты - расходы будущих периодов)
/
краткосроч.обязат-ва
|
3. Показатели финансовой устойчивости
|
Коэффициент независимости
|
собственные средства
/
стоимость имущества
|
Удельный вес заемных средств в стоимости имущества
|
сумма задолженности
/
стоимость имущества
|
Коэффициент задолженности
|
сумма задолженности
/
собственные средства
|
Удел. вес дебитор.
задолженности в
стоимости имущества
|
дебиторская задолженность
/
стоимость имущества
|
4. Показатели рентабельности
|
Рентабельность капитала
|
балансовая прибыль (или чистая прибыль) * 100 %
/
стоимость имущества
|
Коэффициент эффективности использования собственных средств
|
балансовая прибыль (или чистая прибыль) * 100 %
/
собственные средства предприятия
|
Рентабельность
продаж
|
балансовая прибыль (или чистая прибыль) * 100 %
/
выручка от реализации продукции
|
Прибыль на собственный капитал
(ROE)
|
Чистая прибыль
/
собственный капитал
?
100%
|
Прибыль на инвестированный капитал
(ROI)
|
Чистая прибыль + процент за кредиты
/
общий капитал
?
100%
|
5.5 Методы ценообразования
Один из ключевых экономических вопросов ведения бизнеса состоит в том, чтобы
обосновать, по каким ценам предприятие сможет продавать товары (услуги), обеспечивая, с одной стороны, необходимый уровень продаж, а, с другой стороны, требуемую
(целевую) прибыль. Как уже было показано в разделе 5.1, для предприятия малого
бизнеса ценообразование усложняется, если оно работает на рынке монополистической конкуренции. Что же касается рынка чистой конкуренции, то здесь вопрос выбора
цены не стоит, поскольку цены диктуются уровнем цен конкурентов.
Метод целевой прибыли
В теории маркетинга известно достаточно много различных подходов и методов ценообразования. Ограничимся методом, получившим название метод целевой прибыли.
Данный метод подразумевает, что для правильного установления цены на товары (услуги) начинающему предпринимателю необходимо:
- Знать себестоимость, то есть полные затраты на производство и реализацию
единицы товара (услуг). Этот вопрос разобран в разделе 5.3;
- Внимательно проанализировать цены конкурентов и в дальнейшем постоянно
быть в курсе их изменений;
- Знать, какая минимальная целевая прибыль необходима предприятию не только для обеспечения безубыточности, но и для его дальнейшего развития. Ответ
на этот вопрос становится окончательно ясен только после составления финансового плана предприятия и расчета показателей экономической эффективности его деятельности.
Располагая указанной информацией, предприниматель должен выполнить расчетобоснование цен. При этом нужно основываться на показателях объема выпуска и
продаж, переменных и постоянных затрат и другой достоверной информации. Кроме
того, необходимо учесть особенности, связанные с ценообразованием в различных
сферах деятельности. Для удобства практического использования материалов Справочника формы для расчета приемлемой цены на единицу представлены отдельно
для сфер производства, торговли и услуг.
Установление цены в сфере производства
Порядок расчета цены для предприятия, работающего в сфере производства, отражен
в таблице 5.5:
Таблица 5.5. Форма для расчета приемлемой цены в сфере производства
№ пп
|
Показатель
|
Ед.изм.
|
Значение
|
Пояснения
|
1.
|
Переменные затраты в расчете на
1 единицу товара
|
руб.
|
.
|
.
|
2.
|
Общая величина постоянных затрат на весь выпуск
|
руб.
|
.
|
.
|
3.
|
Объем выпуска товаров
(в натуральных единицах)
|
.
|
.
|
.
|
4.
|
Полная себестоимость
|
руб.
|
.
|
(с.1 х с.3) + с.2
|
5.
|
Норматив целевой прибыли (рентабельность)
|
.
|
.
|
.
|
5.1.
|
Нижняя граница
|
%
|
.
|
.
|
5.2.
|
Верхняя граница
|
%
|
.
|
.
|
6.
|
Сумма целевой прибыли
|
.
|
.
|
с.4 х с.5 : 100
|
6.1.
|
Минимальная
|
руб.
|
.
|
.
|
6.2.
|
Максимальная
|
руб.
|
.
|
.
|
7.
|
Объем продаж (исходя из целевой
прибыли)
|
.
|
.
|
с.4 + с.6
|
7.1.
|
Минимальный
|
руб.
|
.
|
.
|
7.2.
|
Максимальный
|
руб.
|
.
|
.
|
8.
|
Расчетная цена товара
|
.
|
.
|
с.7 : с.3
|
8.1.
|
Нижняя граница
|
руб.
|
.
|
.
|
8.2.
|
Верхняя граница
|
руб.
|
.
|
.
|
9.
|
Цены конкурентов
|
.
|
.
|
.
|
9.1.
|
Минимальная
|
руб.
|
.
|
.
|
9.2.
|
Максимальная
|
руб.
|
.
|
.
|
10.
|
Окончательная цена товара
|
руб.
|
.
|
.
|
Окончательная цена продукции должна быть не ниже нижней границы расчетной цены
(п.8.1.) и (или) минимальных цен конкурентов (п.9.1.), но и не выше верхней границы
расчетной цены (п.8.2.) и (или) максимальной цены конкурентов (п.9.2.).
Установление цены в сфере торговли
Расчет цены для предприятия, работающего в сфере торговли, целесообразно выполнить по всему товарному ассортименту в целом или по типовым товарным группам.
Главное назначение расчета – обосновать размер той средней торговой наценки, которая обеспечит предприятию конкурентоспособность и необходимую прибыль. Порядок расчета отражен в таблице 5.6:
Таблица 5.6. Форма для расчета приемлемой цены в сфере торговли
№ пп
|
Показатель
|
Ед.изм.
|
Значение
|
Пояснения
|
1.
|
Общий объем закупок товаров
(исходя из закупочных цен)
|
руб.
|
.
|
.
|
2.
|
Транспортные расходы на перевозку товаров + иные прямые издержки обращения
|
руб.
|
.
|
.
|
3.
|
Общая величина косвенных издержек обращения
|
.
|
.
|
.
|
4.
|
Полные издержки обращения
|
руб.
|
.
|
с.1 + с.2 + с.3
|
5.
|
Норматив целевой прибыли (рентабельность)
|
.
|
.
|
.
|
5.1.
|
Нижняя граница
|
%
|
.
|
.
|
5.2.
|
Верхняя граница
|
%
|
.
|
.
|
6.
|
Величина целевой прибыли
|
.
|
.
|
с.4 х с.5 : 100
|
6.1.
|
Минимальная
|
руб.
|
.
|
.
|
6.2.
|
Максимальная
|
руб.
|
.
|
.
|
7.
|
Общий торговый оборот (исходя
из целевой прибыли)
|
.
|
.
|
с.1 + с.4 + с.6
|
7.1.
|
Минимальный
|
руб.
|
.
|
.
|
7.2.
|
Максимальный
|
руб.
|
.
|
.
|
8.
|
Средняя торговая наценка (исходя
из целевой прибыли)
|
.
|
.
|
(с.7 – с.1) : с.1 х 100%
|
8.1.
|
Нижняя граница
|
%
|
.
|
.
|
8.2.
|
Верхняя граница
|
%
|
.
|
.
|
9.
|
Торговые наценки конкурентов
|
.
|
.
|
.
|
9.1.
|
Минимальная
|
%
|
.
|
.
|
9.2.
|
Максимальная
|
%
|
.
|
.
|
10.
|
Окончательная средняя
торговая наценка
|
%
|
.
|
.
|
Окончательная средняя торговая наценка должна быть не ниже минимальной торговой
наценки, рассчитанной исходя из целевой прибыли (п.8.1.) и (или) минимальной торговой наценки конкурентов (п.9.1), но и не выше максимальной торговой наценки, рассчитанной исходя из целевой прибыли (п.8.2.) и (или) максимальной торговой наценки
конкурентов (п.9.2).
Установление цены в сфере услуг
Порядок расчета цены для предприятия в сфере услуг, отражен в таблице 5.7:
Таблица 5.7. Форма для расчета приемлемой цены в сфере услуг
№ пп
|
Показатель
|
Ед.изм.
|
Значение
|
Пояснения
|
1.
|
Прямые затраты на 1 единицу
|
руб.
|
.
|
.
|
2.
|
Общая величина косвенных затрат
|
руб.
|
.
|
.
|
3.
|
Объем оказания услуг (в единицах)
|
.
|
.
|
.
|
4.
|
Полная себестоимость услуг
|
руб.
|
.
|
(с.1 х с.3) + с.2
|
5.
|
Норматив целевой прибыли
|
.
|
.
|
.
|
5.1.
|
Нижняя граница
|
%
|
.
|
.
|
5.2.
|
Верхняя граница
|
%
|
.
|
.
|
6.
|
Сумма целевой прибыли
|
.
|
.
|
с.4 х с.5 : 100
|
6.1.
|
Минимальная
|
руб.
|
.
|
.
|
6.2.
|
Максимальная
|
руб.
|
.
|
.
|
7.
|
Объем выручки от оказания услуг
(исходя из целевой прибыли)
|
.
|
.
|
с.4 + с.6
|
7.1.
|
Минимальный
|
руб.
|
.
|
.
|
7.2.
|
Максимальный
|
руб.
|
.
|
.
|
8.
|
Расчетная цена единицы услуг
|
.
|
.
|
с.7 : с.3
|
8.1.
|
Нижняя граница
|
руб.
|
.
|
.
|
8.2.
|
Верхняя граница
|
руб.
|
.
|
.
|
9.
|
Цены конкурентов
|
.
|
.
|
.
|
9.1.
|
Минимальная
|
руб.
|
.
|
.
|
9.2.
|
Максимальная
|
руб.
|
.
|
.
|
10.
|
Окончательная цена за единицу
|
руб.
|
.
|
.
|
Наиболее распространенной единицей услуг является 1 час или 1 заказ. Окончательная цена услуги должна быть не ниже нижней границы расчетной цены (п.8.1.) и (или)
минимальных цен конкурентов (п.9.1), но и не выше верхней границы расчетной цены
(п.8.2.) и (или) максимальной цены конкурентов (п.9.2.).
|
 |