Справочник начинающего предпринимателя
Главная Содержание
1. Предисловие
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
10. Заключение
Содержание

9 Информационная поддержка бизнеса

9.1 Деловая информация: структура, виды, источники.

В данной главе мы рассмотрим виды классификации информации, принятые в маркетинге. Это поможет в дальнейшем общаться с исследовательскими компаниями и специалистами по маркетингу на понятном друг другу языке. Более подробная классификация видов и источников информации представлена на сайте www.glossary.ru (раздел Информация).

По виду данных информация может быть классифицирована следующим образом:

  • Вторичная информация или вторичные данные – информация, предварительно собранная для других целей самой компанией или сторонней организацией, не связанная с целью текущего исследования;
  • Первичная информация или первичные данные – информация, которую фирма/исследователь самостоятельно собирает для решения поставленной проблемы.

Отличия этих двух видов данных представлены в таблице 9.1:

Таблица 9.1. Отличия первичной и вторичной информации маркетинга
. Первичная информация Вторичная информация
Цель сбора Для решения конкретной проблемы компании Для решения других задач
Процесс сбора Требует значительных затрат Быстрый и легкий
Затраты на сбор Большие Относительно небольшие
Время на сбор Длительное Короткое

Несмотря на всю привлекательность использования только вторичных источников (аналитические обзоры, статьи, справочники и т.п.), нельзя забывать и о минусах таких данных:

  • данные могут быть устаревшими;
  • могут не прямо относиться к существу дела или быть неточными;
  • могут быть неполными;
  • могут быть необъективными или неквалифицированно собраны;
  • их может просто не быть.

Сбор первичных данных является трудоемким занятием. Часто в исследовательские компании обращаются фирмы именно за помощью по решению этого вопроса, так как собрать первичные данные своими силами трудно и методически, а часто и физически (нужно найти дополнительные человеческие ресурсы для проведения исследования). Критерии выбора сторонней организации для проведения исследования перечислены ниже:

  • Фирма должна обеспечить открытость и доступность для контроля всех первичных материалов, данных анкетирования (включая контактную информацию), промежуточных БД и алгоритмов счета;
  • Необходимо ознакомиться с работами специалистов фирмы, при этом факт ведения собственных научных разработок - лучшее подтверждение финансовой независимости и устойчивости фирмы;
  • Разумно ознакомиться со списком клиентов фирмы, проконсультироваться у них о качестве услуг и информации;
  • Старайтесь, чтобы решающим при выборе был не вопрос о стоимости информации или исследований, поскольку низкая цена чаще всего означает и самое низкое качество информации;
  • Предварительно лучше провести личные переговоры со специалистами из нескольких исследовательских организаций, тогда у Вас появится выбор.

Если компания все-таки решила провести исследование самостоятельно, то следует придерживаться нескольких простых правил:

  1. Первым этапом исследования является составление графика и планирование ресурсов (естественно имеется в виду, что с целями исследования фирма уже определилась). Под ресурсами понимается: бюджет, время, персонал, техника.
  2. Следующим этапом исследования в любом случае является сбор вторичной информации. Это поможет понять текущую ситуацию на рынке (даже, если компания уже работает в этой сфере). Этот этап можно пропустить только в том случае, если на предприятии ведется постоянный мониторинг (отслеживание) прессы и других источников вторичной информации. Результатом данного этапа и будет решение о необходимости проведения сбора первичной информации.
  3. Если требуется, то сбор первичной информации может быть принципиально разделен на два вида (этапа):
    • Качественные данные

      Основные признаки: неструктурированные данные, нестатистический анализ информации, малое количество опрошенных фирм (чаще всего независимые эксперты), дают начальное представление.

      Примеры: небольшая фокус-группа (непринужденное и неструктурированное интервью у небольшой группы людей по заранее продуманному сценарию), наблюдение за деятельностью аналогичной фирмы (например, работа точки розничной торговли конкурента в будние дни, выходные и праздники; наблюдение за покупателями и количеством/видом покупок).

    • Количественные данные

      Основные признаки: структурированный сбор информации, статистический анализ данных, репрезентативная выборка интервьюируемых компаний (чаще всего игроки рынка), при правильном анализе можно принять окончательное решение.

      Примеры количественных исследований: телефонное интервью (заранее надо приготовить удобную для заполнения анкету или оценочную форму, определиться с количеством интервью), интервью на месте продаж (необходимо обучить интервьюеров правильно общаться с различными группами анкетируемых).

    • Завершающим и наиболее ответственным этапом Вашей работы будет обработка данных и принятие решения.

Еще один способ классификации информации – по источникам её получения:

  • Внутренняя информация – данные, которые есть в рамках самой организации. Чтобы эти данные были структурированными и легкими в обработке, нужно разработать удобный формат сбора такой информации (например, анкета для персонала, которая должна заполняться каждую пятницу). Персонал заранее должен знать, какую информацию необходимо будет написать в отчете, чтобы вести промежуточную статистику.

    При этом надо помнить о системе контроля, чтобы не было «автоматизма» в заполнении (например, один «контрольный» количественный вопрос для продавцов и бухгалтера). Также необходимо обучение и полезно поощрение продавцов за умение фиксировать происходящие события и сообщать о них.

  • Внешняя информация - данные, которые находятся за пределами самой организации.

Любой сбор информации о конкурентах желательно должен носить периодический характер. Лучше информация будет собираться не каждую неделю, а раз в месяц, но постоянно. На основании анализа такой информации можно планировать деятельность фирмы.

Основными источниками данных о конкурентах являются:

  • приобретение их товара или постоянный мониторинг ассортиментного ряда, цен, новых услуг, предоставляемых сидок;
  • посещение дней открытых дверей, презентаций, семинаров, проводимых конкурен тами, а также специализированных выставок;
  • беседа с бывшими или нынешними служащими конкурирующих организаций, их дилерами, дистрибьюторами, агентами, поставщиками;
  • сбор их рекламы;
  • изучение средств массовой информации или специализированных изданий.

А вот информацию о клиентах желательно заносить в базу данных (Excel, Access) или специальную программу (CRM5 системы) по мере поступления новых данных. Тогда снижается вероятность потери или искажения данных.

CRM - Customer Relationship Management – Управление взаимоотношениями с клиентами - это не программный продукт и не технология. CRM - это направленная на построение устойчивого бизнеса концепция и бизнес стратегия, ядром которой является "клиент-ориентированный" подход. Эта стратегия основана на использовании передовых управленческих и информационных технологий, с помощью которых компания собирает информацию о своих клиентах на всех стадиях его жизненного цикла (привлечение, удержание, лояльность), извлекает из нее знания и использует эти знания в интересах своего бизнеса путем выстраивания взаимовыгодных отношений с ними. Результатом применения стратегии является повышение конкурентоспособности компании, и увеличение прибыли, так как правильно построенные отношения, основанные на персональном подходе к каждому клиенту, позволяют привлекать новых клиентов и помога ют удержать старых. Существует ряд программных продуктов, которые воплощают CRM концепцию.

Основные источники информации:

  • Источники информации, где доминирует производитель:
    • Реклама, мнения продавцов, брошюры,
    • Бесплатна и легкодоступна,
    • Неполна и «смещена» (акцент на достоинства, затушевывание недостатков).
  • Источники информации, где доминирует потребитель:
    • Друзья, общественное мнение, сплетни,
    • Надежность определяется носителем информации.
  • Другие источники: статьи, обзоры, Интернет, выставки, отраслевые каталоги, готовые отчеты маркетинговых исследований и т.д.

Собирая информацию о клиентах, конкурентах, поставщиках и т.д., надо помнить о той информации, которую компания предоставляет о себе. В зависимости от вида деятельности, наличия компьютеров и подключения к сети Интернет, желательно всю информацию о компании дублировать не только в электронном виде, но и в бумажном. Ведь часто клиенту или партнеру необходимо выслать данные по факсу.

На английском языке составить письма можно с помощью специальных программ (www.ematrixsoft.com/bizletter.htm). Ценность таких документов сведется к нулю, если данные оперативно не обновлять (в том числе прайслисты и каталоги продукции на сайте).

Вот тот необходимый список данных, которые наиболее часто востребованы:

  • Адресная информация: название, форма собственности (ООО, ЗАО и т.д.); почтовый адрес (юридический и контактный); средства доступа (телефон, факс, электронная почта, веб-сайт). Часто востребована клиентами, для размещения рекламы в справочниках и т.д.;
  • Адресно-профильная информация: адресная информация; вид деятельности (торгово-закупочная, обслуживание и т.д.); отрасль деятельности; выпускаемая продукция (ОКП, NACE код или др.);
  • Общая информация: название, адрес, продукция, форма собственности, руководство, контактные лица, знание языков, банк, число сотрудников, год образования, уставной капитал, товарооборот, внешнеэкономическая деятельность;
  • Специальная информация: судебная или арбитражная практика, платежная или кредитная история, баланс, финансовая история, данные об инвестициях, публичная информация, имидж фирмы;
  • Информация о продукте: описание продукта, разновидности продукта, торговая марка, различие в упаковке, сертификаты качества, безопасности, фирмы, связанные с продуктом, цены (опт/розница), условия поставки. Если наименовании продукции несколько, то желательно составить общий список всей продукции с базовой информацией, более подробный документ по каждой продуктовой группе и детальное описание каждого продукта (его можно будет использовать в коммерческом предложении);
  • Коммерческое предложение: направленность предложения, само предложение, название и описание предмета, дополнительная информация по продукту/услуге, контакт, дата, место опубликования предложения (для внутреннего использования).

9.2 Локальные и глобальные сети

Сеть в самом общем понимании — это совокупность компьютеров и других устройств (принтеры, сканеры и т.д.), взаимосвязанных каналами передачи данных, и необходимых для реализации этой взаимосвязи программного обеспечения и (или) технических средств, предназначенных для организации распределенной обработки данных. В такой системе любое из подключенных устройств может использовать ее для передачи или получения информации. По размерности различают локальные и глобальные сети. Локальные сети — сети, действующие в пределах некоторой ограниченной территории (протяженность — от нескольких метров до нескольких километров). Эти сети также называют ЛВС (Локальные Вычислительные Сети), или LAN (Local Area Network). И обычно они охватывают какое-либо отделение предприятия и не выходят за пределы одного здания.

Локальная сеть обладает рядом неоспоримых преимуществ:

  • один принтер (или другое устройство), подключенный к сети, позволяет уменьшить затраты на печать документов с разных компьютеров;
  • совместное использование файлов позволяет правильно использовать дисковое пространство и вести упорядоченный процесс обработки документов;
  • передача сообщений и почты по сети позволяет существенно уменьшить использование бумажной документации.

Глобальные сети обеспечивают соединение большого числа абонентов на больших территориях, охватывающих регионы, страны и континенты, использующие для передачи данных оптоволоконные магистрали, спутниковые системы связи и коммутируемую телефонную сеть.

Объединение глобальных и локальных сетей в ассоциации сетей составляет интерсеть, ярким примером которой является Internet (Интернет). При этом работа внутри этой сети осуществляется по единым правилам (протоколам).

Огромная популярность Интернет повлияла на развитие корпоративных сетей Intranet и межкорпоративных сетей Extranet. Иногда эти сети называют глобальными ЛВС, а работа с ними аналогична работе с Интернет. В настоящее время Интернет объединяет множество серверов во всех странах мира, на которых находится огромный объем информации (в виде текста, файлов различного формата, есть возможность скачать программное обеспечение и многое др.) по разнообразным темам.

Интернет является наследницей NFSnet — американской сети, объединившей ученых NFS (National Science Foundation), которая сотрудничала, объединялась, а затем поглотила развитую сеть оборонного значения ARPAnet. Помимо высокой надежности она унаследовала от этой сети три уровня протоколов: сетевой, транспортный, уровень приложений и добавила к ним межсетевой уровень с соответствующим ему протоколом IP (Internet Protocol). Полный комплект протоколов сети Интернет получил название TCP/IP и включает в себя дополнительно другие виды протоколов (более подробную информацию можно найти, например, в книге В.В.Беркгаута и И.С.Чардина «Первые шаги в Интернет», http://cdo.bseu.by/library/inet.first.steps1/index-1.htm). Датой создания Интернета часто считают 2 сентября 1969 года, когда была осуществлена первая передача данных между компьютерами по общим правилам. Кроме того, в 1973 году действие сети коммутации пакетов вышло за пределы США, что также можно считать датой зарождения глобальной сети Интернет. Есть и третья дата - 1 января 1983 года, когда был произведен перевод сети ARPAnet на стек протоколов TCP/IP, который определил процедуру общения и обмена данными между разнородными сетями.

Прежде всего, следует различать On-line доступ к сети, дающий доступ ко всем возможностям, предоставляемым Интернет. При таком доступе обработка запросов пользователя происходит в режиме реального времени.

Off-line доступ происходит по-другому: задание для сети готовится заранее, а при соединении происходит лишь передача или прием подготовленных данных. Такой доступ менее требователен к качеству и скорости каналов связи (если данные не очень большие), но обычно дает лишь возможность пользоваться E-mail — электронной почтой. По электронной почте можно подписаться на сетевые конференции по самым различным темам — от обсуждения литературных произведений до поиска работы или получения биржевых сводок. Это даст возможность эффективнее использовать такой вид доступа.

Персональный доступ в Интернет осуществляется обычно через поставщика доступа в Интернет (провайдера). Абонент соединяет свой компьютер с сервером доступа, пользуясь модемом, по обычной телефонной линии или по выделенному каналу связи с помощью протокола TCP/IP. Если ваше предприятие уже соединено с Интернет, доступ можно осуществить через локальную сеть предприятия.

Виды подключения к сети рассмотрены ниже. Отметим еще раз, что для каждого из перечисленных ниже типов подключения требуется специальное устройство.

  1. Телефонные сети (модемное подключение) - максимально может передаваться 56 кбит/с, т.к. именно в такое количество цифровой информации можно передать посредством телефонных линий (максимально по линиям передается 2,5 кГц частот человеческого голоса – это и накладывает ограничение на передачу данных). В любом случае это самая медленная связь;
  2. Сотовая связь - условия подключения надо уточнять у каждого оператора сотовой связи; требуется телефон, в настройках которого есть такая функция;
  3. Системы xDSL - специальный модем в телефонной компании, который позволяет одновременно разговаривать и пользоваться Интернетом;
  4. Витая пара (обычно для выделенных линий);
  5. Оптоволоконное подсоединение;
  6. Сети кабельного телевидения;
  7. Спутниковое подключение;
  8. Радио-модем. Обычно данный вид подключения используется, если рядом находится провайдер связи (в зоне видимости);
  9. Другие.

Существует несколько видов оплаты за услуги пользования сетью Интернет:

  • оплата за трафик (т.е. за количество скаченной/отправленной информации),
  • почасовая оплата,
  • абонентская плата.

Некоторые провайдеры требуют дополнительной оплаты за факт подключения, поддержание почтового ящика.

Подробнее рассмотрим наиболее распространенное в малом бизнесе модемное подключение.

В данном случае пользователям можно дать такие рекомендации:

  • Выбирая одного из провайдеров, сравните предлагаемые ими наборы услуг;
  • Обратите внимание, где территориально находится провайдер. Ведь передача данных осуществляется по телефонным проводам, а линии связи в Петербурге находятся в плохом состоянии;
  • Имеет значение число телефонных линий провайдера, легко ли будет к нему дозвониться. Для того чтобы вы могли работать с Интернет, пользуясь встроенными возможностями Windows 95 или UNIX, провайдер должен поддерживать доступ по протоколу равноправной связи (Point-to-Point Protocol, PPP);
  • Кроме того, следует обратить внимание, может ли провайдер обеспечить почтовый ящик электронной почты (обычно это дополнительная услуга).

Подписавшись на услуги Интернет, пользователь обычно получает у провайдера:

  1. Номер телефона для соединения с провайдером;
  2. Пользовательское имя;
  3. Пароль;
  4. IP адрес сервера.

9.3 Интернет представительства

Итак, Ваша компания пришла к выводу, что необходимо обозначить свое присутствие в сети не только краткой справочной информацией в различных on-line каталогах, но и создать полноценный информационный ресурс – веб-сайт. Прежде всего, сайт нужен как инструмент вашего бизнеса.

Подумайте, какие задачи Вашего бизнеса могут быть решены сайтом. Это могут быть как бизнес задачи, так и задачи связанные с маркетинговыми коммуникациями.

Что касается бизнес задач, то не обязательно сразу замахиваться на интернетмагазин, хотя on-line прием запроса от потенциального заказчика организовать достаточно просто. Решение о том, стоит ли этим заниматься, определяется экономической эффективностью и стратегией развития компании.

В сфере маркетинговых коммуникаций веб-сайт может решать практически любую задачу. Вот только несколько примеров:

  • Реклама – если Вы проводите рекламные кампании, сайт может стать одной из Ваших рекламных площадок, желательно предусмотреть возможность размещения рекламных обращений на главной странице, а возможно и отдельный раздел, посвященный проводимой кампании;
  • Стимулирование сбыта – купоны на скидку, специальные предложения, бесплатные билеты на презентации или выставки могут быть размещены на сайте. Обратите внимание, что предоставление их посетителям сайта не требует затрат на распространение, а попадают они потенциальным покупателям;
  • Связи с общественностью (PR) – если компания активно сотрудничает с прессой, часто рассылает пресс-релизы по итогам событий, или планирует это делать, стоит подумать о специальном разделе для журналистов;
  • Директ-маркетинг – организация рассылки новостей компании подписчикам (см. так же более подробную информацию ниже);
  • Так же с помощью сайта можно осуществить сбор маркетинговой информации: можно проводить опросы ваших посетителей, выяснять интерес к тем или иным продуктам представленным на сайте и многое другое.

Существует два принципиально разных способа создания сайтов:

Способ 1.

Компания (клиент) обращается в специализированную фирму (исполнитель). Примером такой компании является дизайн студия Веб-Полис: www.w-polis.ru/. Исходя из пожеланий и бюджета клиента, исполнитель предлагает возможные варианты решений. При этом надо учитывать, на кого будет ориентирован сайт (это определяет дизайн сайта и его структуру). Желательно сделать предварительный анализ сайтов конкурентов и вообще посмотреть, что вам нравится на уже существующих ресурсах. Хорошо, если клиент предварительно оформит все свои требования и пожелания в специальный документ. Его можно озаглавить «техническим заданием на разработку сайта» и представить компаниям разработчикам, которые вы выбрали, для подготовки коммерческого предложения. И уже на основе коммерческих предложений отобрать ту, с которой Ваша компания заключит договор на дальнейшую работу по проекту.

Далее фирме надо «запустить» сайт в сеть. Для этого надо придумать ему имя (или другими словами определиться с доменным именем) и проверить, что оно еще не занято (nic.ru, www.ripn.ru, www.webnames.ru). Центральная организация, регистрирующая домены – www.relcom.spb.ru.

После этого сайт физически нужно где-то разместить (обеспечить хостинг, т.е. сервер, постоянно подключенный к Интернету, на котором и будет храниться сайт). Во многих фирмах, предоставляющих платный хостинг, регистрация доменов типа .COM.RU, .NET.RU, .ORG.RU, .SPB.RU, .MSK.RU, .SPB.SU, .MSK.SU и даже .RU, .COM, .INFO бесплатна.

В случае, если у Вас нет времени либо желания заниматься регистрацией домена, Вы можете заказать хостинг и домен в хостинговой компании, которая сама займется всеми вопросами, а возможно и бесплатно предоставит Вам домен.

Способ 2.

Компания может создать сайт сама6 с помощью бесплатных сервисов и на этом же сервисе обеспечить бесплатный хостинг. При начальной регистрации выбирается и имя, которое чаще всего выглядит как:

www.ИМЯ_которое_вы_выбираете.Имя_сервера.

Наиболее известен таким сервисом Narod.ru (www.narod.ru). Кроме того, что вы бесплатно регистрируете сайт и получаете бесплатный хостинг, вы сильно экономите на самой затратной стороне создания Интернет представительства – собственно создании сайта. На Narod.ru также очень хорошо развита система шаблонов, что позволяет даже мало подготовленному человеку создать свой сайт.

Минусом таких сайтов является следующее: на сайте принудительно размещается баннеры рекламодателей, которые могут не соответствовать тематике сайта; трудно подобрать подходящее имя, т.к. пользователей очень много и «хорошие имена» чаще всего уже заняты; такие сервисы сильно перегружены, поэтому сайт может в будущем медленно загружаться; сайт является статическим.

Список некоторых бесплатных хостингов представлен в сети Интернет по адресу www.webhosting.biz.ua/hosting.html. Наиболее известные: www.narod.ru, www.yandex.ru, www.mail.ru, www.photofiаfile.ru (размещение фотографий в сети) и многие другие. Часто продвижением сайта в сети занимается фирма-разработчик. «Раскрутку» сайта можно осуществлять и самим. Наиболее подробная и постоянно обновляемая информация о продвижении размещена в «Энциклопедии Интернет-рекламы» - см. book.promo.ru.

В данном случае мы не рассматриваем создание сайта на профессиональном уровне специалистами компании. В данном разделе имеется в виду, что неподготовленный человек может осуществить данную процедуру самостоятельно с небольшими трудозатратами.

9.4 Средства обмена информацией в сети Интернет

В данной главе мы рассмотрим только самые основные средства обмена информацией в сети.

9.4.1 Электронная почта

Электронная почта или Electronic mail (e-Mail) - сетевая служба, позволяющая пользователям обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей. Электронная почта - основное средство общения в Интернет.

Ранее мы рассматривали случай, когда при подключении к сети Интернет, пользователь автоматически получает почтовый ящик - дисковое пространство на почтовом сервере, выделенное для хранения входящих и исходящих писем пользователя. После подключения к почтовому серверу пользователь может: 1) отправлять почту; 2) забирать из почтового ящика входящие письма.

Работать с таким ящиком надо с помощью специальных программ. Почтовый клиент (Mail client) - программа, предназначенная для чтения, приема, отправки и других операций с письмами. Примером таких программ являются Outlook Express, The Bat и некоторые другие.

При этом определяется/присваивается и адрес почтового ящика - уникальный идентификатор почтового ящика пользователя. В сети Интернет почтовый адрес имеет вид: ИмяПользователя@ИмяПочтовогоСервера.

Почтовый сервер - сервер, обеспечивающий прием, хранение и передачу электронных писем пользователей, а также их маршрутизацию. Существуют и серверы бесплатной электронной почты: www.mail.ru, www.rambler.ru, www.yahoo.com, www.yandex.ru и другие. После прохождения несложной процедуры регистрации Вы получаете доступ к почтовому ящику. Плюс такой почты – возможность её проверки в любой точке мира, где есть доступ в Интернет.

9.4.2 Списки рассылки

Одно из важных достоинств электронной почты состоит в том, что она позволяет рассылать одно и то же сообщение сразу большому числу адресатов. В простейшем случае Вы перечисляете дополнительные адреса в поле Сс: (Копия:) при составлении письма.

Если Вам приходится то и дело посылать сообщения одной и той же группе, например, из десяти человек, такой способ становится нерациональным. Вместо этого Вы можете создать в адресной книге своей почтовой программы один групповой адрес, перечислив в нем все индивидуальные адреса. При составлении очередного письма затем Вы просто указываете этот групповой адрес в поле "Кому:". Это простейшая форма списка рассылки; его может создать любой пользователь.

Однако обычно под списком рассылки подразумевается другая служба, требующая поддержки со стороны провайдера. Эта служба позволяет пользователям самим вносить себя в список рассылки (подписываться на него) и удалять себя из этого списка (прекращать подписку). Сама терминология напоминает о подписке на газеты и журналы, и действительно, списки рассылки выполняют те же функции, что и бумажные периодические издания. Самой известной службой рассылки является Subscribe (www.subscribe.ru).

Серверное программное обеспечение для поддержки списков рассылки называется менеджером списков рассылки. Вы работаете со списком рассылки, используя два почтовых адреса: административный и обычный. Посылая короткие стандартные команды по административному адресу, Вы можете подписаться на список рассылки, прекратить подписку, получить список всех подписчиков и т.п. Обычный адрес служит непосредственно для обмена сообщениями - письма на этот адрес получают все подписчики данного списка рассылки.

Списки рассылки бывают двух видов – модерируемые и немодерируемые:

  • В модерируемых списках рассылки каждое сообщение предварительно направляется на одобрение главному редактору, который называется модератором;
  • В немодерируемых списках рассылка происходит автоматически. Подписка происходит автоматически в открытых списках рассылки и направляется на одобрение модератору в закрытых. Модератор нужен, прежде всего, для того, чтобы не допустить массовую рассылку сообщений рекламного характера.

Найти наиболее интересный для Вас список рассылки, как правило, несложно - их адреса приводятся на отраслевых сайтах или находятся с помощью поисковых служб.

Если Вы захотите организовать собственный список рассылки, обратитесь к своему провайдеру, указав при этом, какой список Вы хотите завести - модерируемый или нет, закрытый или открытый. Большинство провайдеров оказывает такую услугу.

Веб-форумы выполняют те же функции, что и списки рассылки, но используют для этого только программы для просмотра веб-страниц. Они выглядят как обычные вебстраницы, организованные таким образом, что каждый пользователь может дописывать в них свое сообщение, каждая тема обсуждается отдельно в течение некоторого промежутка времени.

В настоящее время веб-форумы представляют собой наиболее удобное и простое средство для групповых дискуссий и объявлений, но требуют более продолжительного подключения к Интернету по сравнению со списками рассылки.

Отдельно можно выделить чаты как средство on-line общения. По своему оформлению чаты очень похожи на форумы. Основное отличие: в форумах чаще всего придерживаются строго поставленной проблематики при обсуждении (чат носит более личностный характер); ответы и вопросы в форуме могут поступать с достаточно большой временной задержкой (чат все-таки имеет место только при постоянном on-line общении).

9.4.3 Интернет-пейджеры

Интернет-пейджеры – это программы для поддержания протокола быстрого обмена короткими сообщениями. Вы набираете фразу, указываете номер/имя, на который её следует передать - и через несколько секунд человек на другом континенте уже читает Ваше сообщение. Для того, чтобы пользоваться интернет-пейджером, надо зарегистрироваться и получить номер, установить специальную программу и держать её постоянно включённой.

Главным отличием Интернет-пейджера от чатов и форумов является возможность запоминания на сервере сообщения для пользователя, не подключенного в данный момент к Интернету, с последующей его передачей. Еще одной полезной особенностью Интернет-пейджера является "список друзей" - перечень пользователей определенной системы Интернет-пейджинга.

Одним из первых программных продуктов, предоставивших такой сервис, стал ICQ, созданный израильской компанией Mirabilis (www.icq.com). Интересен и новый сервис ICQ2Go – это web-вариант ICQ, который не требует установки программного обеспечения на компьютере. Контактный "список друзей" хранится на сервере, что тоже очень удобно.

После появления ICQ многие компании постарались создать свои собственные системы обмена короткими сообщениями. Американская компания AOL (America On Line), являясь крупнейшим провайдером Интернет-услуг, в настоящее время поддерживает сразу две системы Интернет-пейджинга - AIM (AOL Instant Messenger, www.aim.com) и ICQ.

Yahoo!Messenger (messenger.yahoo.com) занимает среди интернет-пейджеров почётное третье место в мире, после AIM и ICQ. Компания Mail.ru (agent.mail.ru) официально объявила о выпуске новой версии программы @Mail.ru Agent, которая стала первым на российском рынке интернет-пейджером. Относительно молодым Интернет-пейджером является MSN Messenger Service (www.msn.com).

Несмотря на популярность ICQ и ее богатейший функционал, она не лишена серьезных недостатков, которые заставляют привередливых пользователей искать достойную альтернативу данной программы. В качестве такой альтернативы многие выбрали Miranda Instant Messenger (miranda-im.org).

Первым делом стоит сказать, что Miranda – не просто интернет-пейджер, это настоящий интегратор. С его помощью можно общаться с людьми, которые используют Instant Messengers самых разных производителей: ICQ, AIM, MSN, Yahoo! и другие. В русскоязычной среде все эти пейджеры, кроме ICQ, используются редко, но если пользователь общается с большим количеством зарубежных коллег и друзей, ему эта особенность Miranda очень пригодится.

С помощью Интернет-пейджеров можно обмениваться не только текстовыми сообщениями, но и пересылать файлы, разговаривать в on-line режиме, играть в сетевые игры, посылать SMS сообщения и многое другое. Для этого требуется специально настроить программы и подключить необходимое оборудование.

Отдельно можно упомянуть также программу Skype (www.skypeclub.ru) для передачи голосовых сообщений. Это абсолютно бесплатная программа, с помощью которой можно звонить свом друзьям или партнерам, где бы они не находились, главное, чтобы они тоже были пользователями Skype. Программа позволяет свободно и, что самое главное, бесплатно общаться в сети Интернет, платить надо только за Интернет связь. Skype использует P2P технологию для соединения с другими пользователями.

В России появился сервис, аналогичный западному Skype. Новая сеть Sipnet (www.sipnet.ru) позволяет абонентам звонить с компьютера на компьютер, с компьютера на мобильный или стационарный телефоны и наоборот.

9.5 Поиск информации в сети Интернет

Любая навигация по Интернету (или же — поиск информации) осуществляется двумя путями: с помощью каталогов или других структурированных ресурсов и сайтов поисковых машин. Рассмотрим каждый вид поиска в отдельности:

Структурированные по тематикам ресурсы/каталоги.

Это наиболее старые способы навигации в Сети. Они представляют из себя каталог (собрание) сайтов по различным тематикам. Вся информация в каталогах обрабатывается вручную. Чаще всего работа в каталогах не автоматизирована. Это доставляет дополнительные сложности при добавлении нового ресурса (требуется больше времени).

Также для раскрутки сайта в каталоге он снабжается кратким описанием, по которому пользователь может определить его краткое содержание. К сожалению, размещение ресурса в каталоге и его описание целиком и полностью зависит от администрации каталога. Иногда случается, что ресурс помещается не в тот тематический раздел или его аннотация не соответствует действительности.

Сам процесс регистрации в каталогах достаточно прост, а вот добиться желаемого достаточно трудно. Приведем самые общие рекомендации для этого случая:

  • Прежде всего, у Вас должен быть действительно стоящий сайт, чтобы модератор каталога не отказал Вам в регистрации;
  • Постарайтесь добиться того, чтобы Ваша страница была включена именно в тот раздел каталога, который наиболее для нее подходит;
  • Пользователь ищет информацию в каталогах двумя способами:
    • просто переходя по иерархической системе подкаталогов;
    • используя внутреннюю поисковую систему. Эта система производит поиск исключительно по краткому описанию и ключевым для сайта словам, которые отослали при регистрации (описание и ключевые слова могут быть откорректированы модератором каталога). Поставьте себя на место пользователя и подумайте, как он будет строить запрос для поиска, какие ключевые слова или выражения будет использовать.
  • Если это возможно, постарайтесь зарегистрировать не только заглавную страницу, но и некоторые другие основные страницы, варьируйте ключевые слова и описание для каждой зарегистрированной страницы, в этом случае найти одну из Ваших страниц сможет большее количество пользователей;
  • Включите одно или несколько ключевых слов в заголовок Вашей страницы;
  • Особенно важно регистрироваться в отраслевых каталогах, т.к. они уже раскручены для поисковых машин (см. ниже) и будут просмотрены пользователем в первую очередь.

Поисковая система

Это уже современный и удобный способ навигации и поиска в Сети с одной стороны. С другой стороны, требуются некоторые навыки работы в сети, чтобы осуществлять правильно поиск.

В отличие от каталогов, поисковая система — это полностью автоматизированная структура. Иначе говоря, любая поисковая машина — это база ссылок. Чем чаще обновляется эта база, — тем лучше работает поисковик.

При запросе какой-либо информации, поисковая машина, прежде всего, просматривает эту базу и подсчитывает релевантность сайта. Релевантность — это соответствие каждой найденной страницы поисковому запросу. Каждая поисковая машина обладает собственным механизмом подсчета уровня релевантности.

На сегодняшний день, самые популярные сайты поисковых машин Интернета, это:

  1. Goggle www.google.com – поиск покрывает большую часть пространства Интернет, возможен поиск на разных языках, осуществляется поиск изображений.
  2. Yandex www.yandex.ru – самый популярная поисковая русскоязычная система. Также возможен поиск картинок.

Goggle и Yandex не просто сайты поисковых систем, а огромные порталы с большим количеством дополнительных услуг (на этих сайтах можно найти почту, каталоги, энциклопедии, словари и многое другое).

При поиске информации в каждом конкретном случае надо действовать по-разному. Общие рекомендации таковы:

  • Работать сразу с несколькими поисковыми машинами (главное отличие поисковых систем друг от друга — это база ссылок и система подсчета уровня релевантности). Поэтому для наиболее точного результата поиска рекомендуется использовать несколько поисковых машин;
  • Если ищите конкретный запрос по тематике — привлекать к поиску специализированные каталоги;
  • Начинать поиск надо с короткого запроса: два слова максимум. После запрос можно расширить и дополнить;
  • На многих поисковых сайтах есть система расширенного поиска. Это позволяет сузить круг поиска, особенно, если вы имеете точное представление о том, что ищете. Правила пользования расширенным поиском находятся на сайте поисковой системы;
  • При любом поиске в Сети надо помнить старый афоризм:

«В Интернете можно найти любую информацию, но конкретную не найдешь».

Например, результатом поиска вида «искомое_слово site:spb.ru» на Google будут сайты, на которых находится «искомое_слово» и которые располагаются в зоне spb.ru.

Заключение искомой фразы в кавычки (практически в любой поисковой системе) обозначает, что искать надо документы, в которых данное выражение приведено дословно.


Как начать своё дело в Санкт-Петербурге.
Разработка сайта: http://www.w-polis.ru
Hosted by uCoz