Справочник начинающего предпринимателя
Главная Содержание
1. Предисловие
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
10. Заключение
Содержание

2 Инфраструктура поддержки бизнеса в Санкт-Петербурге

2.1 Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности в Санкт-Петербурге

Для малого бизнеса характерны высокая степень риска, значительная зависимость от инициативы и способностей руководителя, финансовая и коммерческая неустойчивость, низкий уровень финансовых резервов, ограниченность основных фондов, сравнительно небольшой объем хозяйственной деятельности, небольшая численность работников и управленческого персонала. Всё это свидетельствует об экономической неустойчивости малого предпринимательства и подтверждает необходимость его адресной государственной поддержки.

В Санкт-Петербурге политику государственной поддержки малого предпринимательства реализуют следующие структуры:

  • Управление Федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу;
  • Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга.

2.1.1 Управление Федеральной Государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу

Служба занятости населения Санкт-Петербурга с 1994 года осуществляет программу поддержки предпринимательской инициативы безработных. Целью программы является обеспечение занятости граждан, с трудоустройством которых через городской банк вакансий возникают определенные проблемы. Причинами могут быть возраст, невостребованность специальности или профессии на рынке труда, особенности характера человека и пр. Обязательным условием для включения в программу является наличие у безработного желания, возможностей и определенного набора знаний в области предпринимательства.

Управление Федеральной Государственной службы занятости по Санкт-Петербургу (далее – Управление) является крупнейшим в городе посредником по найму рабочей силы. Деятельность по этому направлению носит многосторонний характер и охватывает все этапы работы от начального консультирования по основам предпринимательской деятельности и составлению бизнеспланов до оказания финансовой помощи и сопровождения деятельности вновь созданных субъектов предпринимательства, оказания им консультационной поддержки и представления их интересов в городских структурах.

Финансовая помощь безработным в рамках программы может включать компенсацию расходов, связанных с организацией собственного дела: подготовка учредительных документов, оплата госпошлины за регистрацию предприятия, получение свидетельства на право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, приобретение бланочной продукции, плата за изготовление печати и штампа.

На сегодняшний день Управление располагает:

  • 19 районными государственными учреждениями «Центр занятости населения»;
  • штатом квалифицированных специалистов;
  • 5 центрами по экспресс-обслуживанию населения;
  • современным коммуникационным, компьютерным и программным обеспечением.

Управление оказывает помощь в поиске работы всем гражданам, независимо от возраста и квалификации, и предоставляет услуги по подбору персонала предприятиям и организациям любой формы собственности. Посреднические услуги Управление оказывает гражданам и работодателям бесплатно.

Управление и районные центры занятости оказывают широкий спектр услуг гражданам и работодателям, в том числе оказывают содействие гражданам в организации собственного дела. Помощь в организации собственного дела гражданам, признанным в установленном порядке безработными, включает в себя следующие мероприятия:

  • Проведение профессионально-ориентационного консультирования, тестирования на психофизиологическую готовность к самостоятельному виду занятости, включая психологические аспекты выбора формы ведения бизнеса (индивидуальная, коллективная);
  • Организация консультационных семинаров, в рамках которых начинающие предприниматели:
    • знакомятся со следующими темами: "Как начать собственное дело", "Как зарегистрировать предприятие", "Информационные технологии в бизнесе", "Экономика фирмы", "Как составить маркетинговую и финансовую часть бизнес плана",
    • получают методические рекомендации по составлению бизнес-плана и материалы учебных семинаров;
    • посещают индивидуальные консультации по написанию бизнес-плана с применением компьютерных моделей. На консультациях, в соответствии с избранной организационно-правовой формой предприятия, применяемой системой налогообложения и видом будущей деятельности, слушатели составляют и оценивают финансовую часть своего бизнес-плана;
    • получают практические навыки использования ресурсов сети Интернет в таких сферах, как поиск необходимой коммерческой и правовой информации;
  • Оказание финансовой помощи на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов.

Контактные данные по Управлению Федеральной Государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу приведены ниже:

190000, Санкт-Петербург, Галерная ул., д.7
Телефон: 312-92-36
Факс: 312-88-35,
e-mail: admin@kzn.spb.ru
официальный сайт Управления – http://www.rspb.ru/.

В таблице 2.1. приведены адреса государственных учреждений «Центров занятости населения Санкт-Петербурга», где можно получить дополнительную информацию:

Таблица 2.1. Государственные учреждения Центров занятости населения
Наименование районного центра занятости населения Адрес Телефон
Государственное учреждение центр занятости населения (ГУЦЗН) Адмиралтейского района 190008, СПб, Английский пр., 45/26 713-77-10
ГУЦЗН Выборгского района 194156, СПб, 2-й Муринский пр., 31 552-70-82
ГУЦЗН Василеостровского района 199406, СПб, ул. Шевченко, 27 356-00-77
ГУЦЗН Калининского района 194044, СПб, пер. Нейшлотский, 23 541-89-71
ГУЦЗН Кировского района 198188, СПб, ул. В.Алексеева, 20/24 785-04-00
ГУЦЗН Колпинского района 196653, СПб, Колпино, ул. Павловская, 1 461-70-42
ГУЦЗН Красносельского района 198259, СПб, ул. Пограничника Гарькавого, дом 36, корп.1 730-10-26
ГУЦЗН Красногвардейского района 195176, СПб, шоссе Революции, 19 227-30-10
ГУЦЗН Курортного района 197706, СПб, Сестрорецк, Дубовское шоссе, 1 437-12-31
ГУЦЗН Кронштадтского района г. Кронштадт, ул. Владимирская, 27 435-32-11
ГУЦЗН Ломоносовского района г. Ломоносов, ул. Петербургская, д.2/10 423-14-33
ГУЦЗН Московского района 196191, СПб, ул. Варшавская, 63 374-17-34
ГУЦЗН Невского района 192131, СПб, ул. Бабушкина, 52 267-88-39
ГУЦЗН Петроградского района 197136, СПб, ПС, Большой пр., 74 233-57-91
ГУЦЗН Приморского района 197374, СПб, ул. Савушкина,131 345-33-17
ГУЦЗН Петродворцового района 198504, СПб, Петродворец, ул. Шахматова, дом12, корп.2 428-85-00
ГУЦЗН Пушкинского и Павловского района СПб 196607, СПб, Пушкин, ул. Новая, 34 466-59-99
ГУЦЗН Фрунзенского района 192286, СПб, ул. Бухарестская, 61 701-62-65
ГУЦЗН Центрального района 191123, СПб, ул. Фурштатская, 29/18 273-31-00

2.1.2 Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга

Координирующим органом, призванным выработать стратегию и тактику реализации государственной политики поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, является Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга (далее – Комитет). В структуре Комитета создано Управление развития малого предпринимательства.

Основным средством проведения государственной политики поддержки малого предпринимательства, как на федеральном, так и на региональном уровне являются государственные программы поддержки предпринимательства. В настоящее время в Санкт-Петербурге реализуется Концепция развития и поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге (принята постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 № 1676).

В Концепции изложена система взглядов на функции и роль органов государственной власти Санкт-Петербурга, общественных организаций предпринимателей в развитии малого предпринимательства как важнейшего сектора экономики Санкт-Петербурга. Концепция состоит из следующих разделов:

  1. Понятие малого предпринимательства и определение критериев для субъектов малого предпринимательства, нуждающихся в государственной поддержке;
  2. Краткая характеристика состояния малого предпринимательства в Санкт-Петербурге;
  3. Способы решения задачи развития и поддержки субъектов малого предпринимательства, в том числе:
    • Создание общих благоприятных условий хозяйственной деятельности: в области нормативно-правового обеспечения, ликвидации административных барьеров, стабилизации налогового регулирования и оптимизации налогообложения, обеспечения равного доступа к государственному имуществу и размещению государственного заказа Санкт-Петербурга;
    • Осуществление адресной государственной поддержки субъектов малого предпринимательства: программы для начинающих предпринимателей (программа «Старт»), для организаций, оказавшихся по объективным причинам в сложном финансовом положении (программа «Санация»), для инновационных, творческих, нетрадиционных и социально ориентированных форм предпринимательства (программа «Инновация»);
  4. Использование созданной инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
  5. Нормативно-правовое обеспечение Концепции.

Например, в рамках Программы «Старт» в 2005 году предусматривается осуществление комплексной поддержки начинающих предпринимателей, в том числе студентов, безработных граждан и граждан, ищущих работу. Поддержка включает обучение и сопровождение при государственной регистрации создаваемых ими организации на территории всех районов города по 4 лотам, реализуемым организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Санкт-Петербурга, отобранными по итогам открытого конкурса. Общий объём финансирования – 5,9 млн. рублей. При этом количество созданных субъектов малого предпринимательства должно составить не менее 240. В 2004 году на Программу «Старт» было выделено 4,0 млн. рублей, зарегистрировано более 200 субъектов малого предпринимательства. Реализация Программы будет продолжена и в 2006 году, объёмы её финансирования уточняются.

Реализация Концепции развития и поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге позволит достичь следующих целей:

  • увеличить долю малого бизнеса в валовом региональном продукте (до 50%) и долю в налоговых поступлениях (до 40%) за счет увеличения количества субъектов малого предпринимательства, оптимизации финансовой нагрузки на малый бизнес и легализации предпринимательской деятельности;
  • оптимизировать отраслевую структуру малого предпринимательства, увеличить количество субъектов малого предпринимательства, работающих в сфере производства (до 25%), инновационном секторе (до 10-15%);
  • увеличить капитализацию субъектов малого предпринимательства и, особенно, индивидуальных предпринимателей, за счет постепенной приватизации государственного и муниципального имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга, и создания благоприятных налоговых условий для самофинансирования приобретения основных средств;
  • минимизировать теневой оборот субъектов малого предпринимательства за счет мер их адресной поддержки на условиях прозрачности бизнеса, снижения финансовой нагрузки неналогового характера;
  • увеличить численность работающих в секторе малого предпринимательства за счет увеличения числа рабочих мест и занятости населения.

Полный текст Концепции можно найти в сети Интернет по адресу http://smesupport.spb.ru/article.php?a_id=937.

Дополнительную информацию можно получить в Управлении развития малого предпринимательства Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли.

Адрес: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., 16
Тел.: приемная Комитета - 315-5152, канцелярия - 319-9534
Факс: 319-9554
E-mail: kerppt@gov.spb.ru; info@cedipt.spb.ru
Интернет: http://www.cedipt.spb.ru

2.2 Контролирующие и надзорные органы в области экономики и предпринимательства

В настоящее время число органов, имеющих право осуществлять контроль за деятельностью предпринимателей и организаций, достаточно велико. Каждый контролирующий орган выполняет определенные функции и для этого наделен правами и обязанностями, полный перечень которых дан в акте, регулирующем его деятельность, а также в нормативных документах исполнительных органов власти. Эти полномочия осуществляются государственными органами путем издания соответствующих постановлений, решений и распоряжений.

Предприятия ведут бухгалтерский учет и статистическую отчетность, предоставляют государственным органам информацию, необходимую для налогообложения, и осуществляют другие действия, предусмотренные законом. Предприятия публикуют данные о своей деятельности, включая годовой баланс, в порядке, установленном законодательством.

Налоговые, природоохранительные, антимонопольные и другие государственные органы по принадлежности осуществляют проверку деятельности предприятий по мере возникновения необходимости и в пределах своей компетенции. Предприятия имеют право не выполнять требования этих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к государственному контролю.

Контроль, осуществляемый работниками милиции

Деятельность работников милиции по осуществлению контроля регулируется Законом РФ «О милиции», Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими нормативно-правовыми актами.

Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Адрес: Суворовский пр., дом. 50
Тел.: 702-21-81, 702-21-95, 578-29-28

Контроль и надзор, осуществляемый органами Госстандарта

Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам, а также правил обязательной сертификации и реализации сертифицированной продукции.

Государственный надзор осуществляется за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности.

Государственный метрологический надзор осуществляется за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Государственный метрологический контроль включает утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

Территориальным органом Госстандарта России в Санкт-Петербурге и Ленинградской области является ФГУ «Центр испытаний и сертификации – С.Петербург»:

Адрес: 190103, Санкт-Петербург, ул. Курляндская, д. 1
Тел.: 251-39-50
Факс: 251-41-08
E-mail: letter@rustest.spb.ru
http://www.rustest.spb.ru

Контроль, осуществляемый Роспотребнадзором

В систему Территориального Управления Российского потребительского надзора (сокращенно – Роспотребнадзор) входит департамент государственной инспекции по торговле Минэкономразвития и подчиненные ему территориальные органы – управления государственной инспекции по торговле в субъектах РФ. Одной из функций Роспторебнадзора является осуществление санитарно-эпидемиологического надзора.

Территориальное Управление Российского потребительского надзора:
Адрес: 191025, Санкт-Петербург, ул. Стремянная, д. 19
Тел.: 764-42-38, 764-49-74

Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

Управление Государственной противопожарной службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

Адрес: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 85
Тел. приемной начальника управления: 718-25-05,
Тел. дежурной части: 718-26-00,
Тел. канцелярии управления: 718-26-89,
Факс: 315-73-30.

Лицензионный контроль

Лицензирующими органами в пределах их компетенции осуществляется регулярный контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, определенных Положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Лицензионная палата Санкт-Петербурга:

Адрес: 190068. Санкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова, 88 – 90.
Тел.: 713-49-03.
Факс: 312-53-88
Эл. почта: lpspb@gov.spb.ru
Интернет: http://www.lpspb.ru

Органы налогового контроля

К налоговым органам относятся: Министерство РФ по налогам и сборам (МНС), межрегиональные инспекции МНС РФ, управления МНС России по субъектам РФ, инспекции МНС РФ межрайонного уровня, районов и городов. В случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ (НК РФ), полномочиями налоговых органов наделены таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации Адрес: 191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 53 Тел.: 272-01-88 Факс: 315-26-60

Государственный антимонопольный контроль

Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках и защиты конкуренции на рынке финансовых услуг.

Дополнительную информацию можно получить в Управлении ФАС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:

Адрес: 191186 Санкт-Петербург, Невский пр. 7/9
Тел.: Приёмная: (812) 314-7914,
Канцелярия: (812) 571-9906,
факс: (812) 315-7851,
E-mail: map_spb@mail.ru
Интернет: www.antimonopoly.spb.ru

Контроль, осуществляемый Федеральной инспекцией труда

Федеральная инспекция труда - это единая система органов, включающая Министерство труда и социального развития РФ (а именно департамент государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде и охране труда) и государственные инспекции труда в субъектах РФ, являющиеся территориальными органами Министерства.

Государственная инспекция труда по Санкт-Петербургу

Адрес: 190121, Санкт-Петербург, пр. Римского-Корсакова, д. 117
Тел.: 714-52-14
Факс: 714-84-28

Государственный экологический контроль

Цель государственного экологического контроля - охрана окружающей природной среды путем предупреждения и устранения правонарушений. Государственный экологический контроль возложен на должностных лиц (инспекторов) Министерства природных ресурсов (МПР) и его территориальных органов.

Главное Управление Российского природного надзора (сокращено - Росприроднадзор):

Адрес: 199155, Санкт-Петербург, ул. Одоевского, д.24, корп. 1.
Тел.: 351-88-05,
Факс: 350-95-23

2.3 Защита и обеспечение безопасности бизнеса

2.3.1 Защита прав предпринимателей

Способы защиты прав и интересов предпринимателя

Все виды объектов правовой охраны в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности могут быть разделены на три группы:

  • Имущественные права и интересы,
  • Неимущественные права и интересы,
  • Организационно-предпосылочные права и интересы предпринимателя.

К первой группе относятся, прежде всего, вещные права предпринимателя: право собственности (ст. 209 и 213 Гражданского Кодекса), право хозяйственного ведения (ст. 294 Гражданского кодекса), право оперативного управления имуществом (ст. 296 Гражданского кодекса), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 Гражданского кодекса), сервитуты (ст. 274-277 Гражданского кодекса). В эту же группу входят обязательственные права требования предпринимателей, возникающие из участия в учреждении коммерческих организаций, из заключаемых ими договоров, совершаемых сделок и других оснований, например, вследствие причинения предпринимателю имущественных убытков вне договорных отношений.

Вторая группа охраноспособных объектов - нематериальные блага. Это - деловая репутация, права на объекты промышленной и интеллектуальной собственности. К этой же группе относится право на охрану служебной и коммерческой тайны.

В третью группу охраняемых объектов могут быть выделены права и интересы предпринимателя, которые являются организационно-предпосылочными. Это право на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, право на получение квалификационных сертификатов и лицензий на те виды деятельности, которые согласно закону подлежат обязательному лицензированию. К организационно-предпосылочным также относится право на постановку на налоговый учет и присвоение идентификационного номера налогоплательщика, право на получение статуса субъекта малого предпринимательства, право на заключение договора на открытие банковского счета с коммерческим банком по своему выбору, право на определение внутренней производственной структуры юридического лица и организацию трудовых правоотношений.

Конституция РФ устанавливает: право каждого защищать свои права и интересы всеми способами (ч. 3 ст. 45), право на судебную защиту (ст. 46, 47), право на компенсацию причиненного ущерба (ст. 52), на возмещение государственного вреда (ст. 53), на гарантии от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34), право свободно перемещать товары, услуги и финансовые средства (ч. 1 ст. 74).

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса убытки предпринимателя, возникшие вследствие нарушения его прав и интересов, должны быть полностью возмещены. Понятием и составом убытков охватываются все возможные для предпринимателя имущественные потери, включая неполученные доходы, которые мог бы получить предприниматель при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено - упущенная выгода.

Ряд действий, направленных на воспрепятствование осуществлению предпринимательской деятельности, может быть квалифицирован как уголовное преступление (ст. 169 "Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности" Уголовного Кодекса РФ).

Способы и механизм защиты прав и интересов предпринимателя

Способ защиты гражданских прав - это предусмотренные Гражданским Кодексом и другими законами РФ правовые средства, применение которых, основанное на признании права, приводит к восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, а также пресечению действий, нарушающих право или создающих угрозу его применению. В статье 12 Гражданского кодекса перечислены способы защиты гражданских прав, следующие из которых распространяются на сферу предпринимательской деятельности:

  1. Признание права;
  2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  3. Признание оспариваемой сделки недействительной и применение последствий её недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;
  4. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  5. Самозащита права;
  6. Присуждение к исполнению обязанности;
  7. Возмещение убытков;
  8. Взыскание неустойки;
  9. Прекращение или изменение правоотношения;
  10. Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Каждый из перечисленных способов может применяться обособленно или в совокупности с другими способами. Закон допускает также применение и таких способов защиты гражданских прав, которые не перечислены в ст.12 Гражданского Кодекса, но предусмотрены законами. К ним относится, например, право на обращение к компетентным государственным органам (прокуратуре и т.д.) с требованием принятия мер государственно-принудительного характера.

Различные способы защиты предполагают и различный порядок, механизм защиты прав и интересов предпринимателя. Механизм защиты прав - это осуществление способов защиты. Существуют следующие виды механизмов защиты:

  1. Внесудебные - самозащита; урегулирование разногласий во внесудебном порядке; разрешение заявлений и жалоб органами исполнительной власти в порядке подчиненности (в том числе нотариальная форма защиты).
  2. Судебные - конституционная защита; рассмотрение экономических споров судами общей юрисдикции, арбитражными судами и третейскими судами.

Как правило, действующее законодательство не препятствует предпринимателю избрать для защиты своих прав те способы защиты и порядок их осуществления, которые представляются ему наиболее подходящими в сложившихся обстоятельствах.

Полностью вопросы защиты прав предпринимателей изложены в тексте законов. В Справочнике более подробно изложена информация, касающаяся защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

Защита прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

Действия контролирующих органов не всегда являются правомерными. Поэтому предпринимателям следует знать положения Федерального закона от 08.08.2001 г. № 134- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля» (далее Закон). В соответствии со статьей 7 Закона продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем, но не более чем на один месяц. По одним и тем же целям, задачам и предмету в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более одного раза в два года.

При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе (статья 9 Закона):

  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
  • осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  • требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  • требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
  • Согласно статьи13 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при проведении мероприятий по контролю имеют право:
    • непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
    • получать информацию, предоставление которой предусмотрено законом;
    • знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
    • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Для защиты своей позиции предприниматель может оспорить акт государственного органа, осуществляющего контроль, в судебном порядке, а в случаях, прямо предусмотренных законом - в административном порядке, но решение, принятое по жалобе предпринимателя в административном порядке, может быть оспорено предпринимателем в судебном порядке.

2.3.2 Безопасность бизнеса

В целях обеспечения безопасности предприниматель может обращаться в органы государственной власти (правоохранительные, судебные и другие). Помимо этого законами предусмотрена возможность создания на предприятии собственной службы безопасности или получение услуг от специализированных (охранных, детективных и т.п.) предприятий, имеющих на данную деятельность необходимые лицензии.

Отражение проблем обеспечения безопасности предпринимательской деятельности в законодательстве

Законодательством РФ регулируются:

  • Меры по обеспечению информационной безопасности предпринимательской деятельности;
  • Охранно-детективное меры обеспечения безопасности предпринимательской деятельности;
  • Информационная безопасность.
    Закон предусматривает защиту:
    • собственника от несанкционированного доступа к информационным ресурсам и информационным системам. Такой защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу;
    • пользователя информации от ограничения его прав на получение определенной информации.

Собственник информационных ресурсов имеет право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований. Собственник устанавливает порядок предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур и обеспечивает условия доступа пользователей к информации. Владелец документов, обеспечивает уровень защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пользователь информации может обжаловать в судебном порядке отказ в доступе к открытой информации, предоставление заведомо недостоверной информации и другие нарушения своих прав. Суд также рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом.

Охранно-детективные меры обеспечения безопасности предпринимательской деятельности

В целях сыска специализированными предприятиями могут предоставляться следующие услуги:

  • изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
  • установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
  • выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
  • поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества. В целях охраны могут быть предоставлены следующие услуги:
  • охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;
  • проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охраннопожарной сигнализации;
  • консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
  • обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Предприятия, занимающиеся детективной и охранной деятельностью, обязаны иметь на нее лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, предприятия вправе учреждать собственные обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности. Однако, данным службам запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

2.3.3 Страхование бизнеса.

Страхование - такой вид деятельности, при которой граждане и организации заранее страхуют себя от неблагоприятных последствий в сфере их материальных и личных нематериальных благ путем внесения денежных взносов в особый фонд специализированной организации (страховщика), оказывающей страховые услуги, а эта организация при наступлении указанных последствий выплачивает за счет средств этого фонда страхователю или иному лицу обусловленную сумму.

В страховании обычно участвуют две стороны: страховщик, формирующий страховой фонд из взносов страхователей, и страхователь (юридическое или физическое лицо), уплачивающий эти взносы. Сумма возмещения убытков отдельного страхователя обычно во много раз превышает уплаченные им страховые взносы. Экономическая сущность страхования заключается в том, что источником для возмещения убытков одного страхователя являются взносы других страхователей, и их взносы сравнительно необременительны для каждого из них. Разница между суммой собранных страховых взносов и суммой оплаченных убытков составляет доход страховщика.

Государственное регулирование страховой деятельности осуществляет Федеральная служба страхового надзора РФ, находящаяся в структуре Министерства финансов РФ. Выделяются личное и имущественное страхование.

К личному страхованию относятся три вида: страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование.

В имущественном страховании различают следующие виды: страхование имущества, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Под имуществом, в отношении которого заключается договор страхования имущества, прежде всего, понимаются вещи, деньги, ценные бумаги и иные предметы.

В страховании ответственности выделяются следующие подвиды: страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, перевозчиков, предприятий; страхование источников повышенной опасности, профессиональной ответственности, ответственности за неисполнение обязательств, иных видов гражданской ответственности.

Особый вид имущественного страхования - страхование предпринимательских рисков. Страховая компания компенсирует полную или частичную потерю доходов и дополнительные расходы страхователя в случаях:

  • остановки производства или сокращения объема производства в результате событий, обозначенных в договоре;
  • потери работы (для физических лиц);
  • банкротства;
  • непредвиденных расходов;
  • неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом договорных обязательств по отношению к страхователю, являющемуся кредитором по сделке;
  • понесенных застрахованным лицом судебных издержек;
  • иных событий, связанных с потерей дохода и дополнительными расходами.

Страховой рынок Санкт-Петербурга начал формироваться в 1991 году, с появлением в России первых коммерческих страховых организаций. В настоящее время в городе работает более 100 страховых компаний; 12 из них входят в число 200 самых крупных страховщиков России.

При Администрации Санкт-Петербурга создан Общественный Совет страховщиков, являющийся консультативным органом, возглавляемым Губернатором Санкт-Петербурга, осуществляющий координацию действий и интересов Администрации Санкт-Петербурга и региональных страховщиков. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2002 № 61 утверждена Концепция государственной поддержки развития страхования в Санкт-Петербурге.

Контроль за деятельностью страховых организаций осуществляет Инспекция страхового надзора по Северо-западному Федеральному округу.

Адрес: 191186, Санкт-Петербург, ул. Б. Конюшенная, д.29/42
Тел./факс: (812) 571-15-71, 571-34-88

2.4 Общественный совет по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга

Постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 26.02.2004 № 1467-пг утверждено Положение об Общественном совете по малому предпринимательству при Губернато- ре Санкт-Петербурга (далее — Совет).

Полный текст Положения о Совете можно найти в сети Интернет по адресу: http://www.spbcci.ru/inforus/polozhenie.asp.

Совет является консультативно-совещательным органом по вопросам реализации государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Основными задачами Совета являются:

  • Содействие исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в реализации государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге;
  • Согласование позиций исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и объединений субъектов малого предпринимательства по вопросам, касающимся реализации политики социально-экономического развития Санкт-Петербурга;
  • Разработка рекомендаций по защите прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства при формировании и реализации экономической, имущественной, градостроительной и социальной политики Санкт-Петербурга;
  • Информирование Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга о наиболее актуальных проблемах развития малого предпринимательства, состоянии предпринимательского климата в Санкт-Петербурге, эффективности мер государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • Формирование положительного имиджа малого предпринимательства, повышение доверия населения к малому предпринимательству, формирование предпринимательской культуры и этики деловых отношений.

В рамках своих полномочий Совет:

  • принимает решения, носящие рекомендательный характер;
  • запрашивает и получает от исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, иных юридических лиц сведения, необходимые для выполнения возложенных на Совет задач;
  • дает поручения членам Совета по подготовке различных вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях Совета;
  • создает экспертные группы, временные комиссии из числа членов Совета, привлекать в установленном порядке специалистов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, иных юридических лиц для подготовки заключений по различным направлениям деятельности Совета;
  • осуществляет иные полномочия, определенные Губернатором Санкт-Петербурга. В состав Совета входят руководители объединений субъектов малого предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, субъектов малого предпринимательства, представляющие наиболее крупные отрасли

малого предпринимательства и приоритетные направления развития экономики Санкт-Петербурга, а также представители банков, кредитных организаций, инвестиционных и страховых компаний и иных заинтересованных организаций.

Решения и рекомендации Совета в обязательном порядке доводятся до сведения Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга и направляются в Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли и другие организации по принадлежности принятых решений. Решения Совета могут являться основанием для подготовки проектов постановлений и поручений Губернатора Санкт-Петербурга.

Дополнительную информацию можно получить непосредственно в Общественном совете по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга:

Адрес: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., 16
Тел.: 421-53-91, 421-53-92
E-mail: app@pobox.ru

Председатель Общественного совета по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга - Федоров Сергей Владимирович

2.5 Инфраструктура поддержки малого бизнеса в Санкт-Петербурге

Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга опубликован Перечень субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, на базе которых созданы информационно-методические центры (ИМЦ) системы государственного заказа Санкт-Петербурга. ИМЦ созданы для дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, обеспечения исчерпывающими информационными, консультационными и аналитическими услугами юридических и физических лиц малого предпринимательства в Санкт-Петербурге и повышения эффективности управления процессом развития малого предпринимательства в районах и муниципальных образованиях на территории Санкт-Петербурга. Ниже приведены данные о существующих информационно-методических центрах (источник - http://smesupport.spb.ru/):

Таблица 2.2. Перечень субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, на базе которых созданы информационно-методические центры (ИМЦ) системы государственного заказа Санкт-Петербурга
Название Адрес Телефон
Некоммерческое Партнерство (НП) Центр Делового Развития (ЦДР) "Центральный" пл. Конституции, д.2, 4 этаж, офис 431 723-08-32 718-44-82
НП ЦДР «Кронштадтский» Кронштадт, ул. Петровская, д.10, к.3 435-07-90
НП ЦДР "Петродворцовый» Стрельнa, ул. Фронтовая, д.3 421-39-36
НП ЦДР «Адмиралтейский» пл. Конституции, д. 2 723-08-32
НП ЦДР "Северный» (Красногвардейский и Калининский районы) Ул. Комсомола, д. 33, офис 214 542-04-70
НП Центр поддержки малого предпринимательства «Приморский» Комендантский пр., д. 8, корп. 2 395-46-40 325-15-81
Санкт-Петербургский Союз предпринимателей пр. Стачек, д.16 252-01-50
ОАО "Санкт-Петербургский субконтрактинговый центр" ул. Комсомола, д.2 449-10-60 449-10-62 449-10-64
Санкт-Петербургская общественная организация "Социально-деловой центр женских инициатив" Академический пер., д.8 323-58-70
ЦДР «Бухгалтерия» Московский пр. д. 81, ком. 109 449-70-67
ЦДР «Колпинский» Колпино, Советский бульвар, д.29, ком.225 723-08-32
ЦДР «Петроградский» Ул. Большая Монетная, д.17, офис 06-07 703-39-68

Как начать своё дело в Санкт-Петербурге.
Разработка сайта: http://www.w-polis.ru
Hosted by uCoz